Экспертиза радиационной безопасности: её связь с атомной лицензией ГАН (Ростехнадзора).

2.3.1. Экспертиза безопасности объектов использования атомной энергии

Правовые основы, цель и направления экспертизы безопасности объектов использования атомной энергии

Целью экспертизы безопасности, проводимой в рамках процедуры лицензирования, осуществляемой Ростехнадзором в области использования атомной энергии, является всесторонняя оценка ядерной и радиационной безопасности размещения, сооружения, эксплуатации и вывода из эксплуатации объектов использования атомной энергии (далее - ОИАЭ), а также оценка обоснования безопасности видов деятельности в области использования атомной энергии.

Необходимость, условия и порядок организации и проведения экспертизы безопасности в области использования атомной энергии определены Федеральным законом от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», Положением о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 1997 г. № 865, Административным регламентом исполнения Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по лицензированию деятельности в области использования атомной энергии (далее – Административный регламент).

Экспертизу документов, представленных для получения лицензии, проводят экспертные организации, имеющие лицензию Ростехнадзора на право проведения экспертизы проектной, конструкторской, технологической документации и документов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, деятельности по обращению с ядерными материалами, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами. Информация об экспертных организациях, имеющих соответствующие лицензии Ростехнадзора, размещается на Интернет-сайте (www.gosnadzor.ru).

Осуществляемая в рамках процедуры лицензирования экспертиза представленных заявителем/лицензиатом документов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности ядерных установок (ЯУ), радиационных источников (РИ), пунктов хранения (ПХ) и (или) заявленной деятельности, проводится согласно техническому заданию на проведение экспертизы, утвержденному уполномоченными должностными лицами Ростехнадзора.

Критериями оценки при экспертизе являются требования федеральных норм и правил и иных нормативных документов в области использования атомной энергии. При экспертизе учитывается достигнутый уровень развития науки и техники, предшествующий опыт эксплуатации российских и зарубежных объектов использования атомной энергии.

Экспертизе подлежат официальные документы, обосновывающие ядерную и радиационную безопасность объекта использования атомной энергии и/или качество заявленной деятельности в области использования атомной энергии, представляемые заявителем или лицензиатом для получения лицензии Ростехнадзора.

По результатам экспертизы экспертная организация составляет экспертное заключение об обосновании ядерной и (или) радиационной безопасности ЯУ, РИ, ПХ и (или) заявленной деятельности, утверждаемое руководителем экспертной организации или уполномоченным им должностным лицом.

^ Основные итоги экспертизы безопасности ОИАЭ в 2010 году

Тематическое распределение экспертиз, выполненных по поручениям МТУ ЯРБ.

Обобщенная информация о тематическом распределении экспертиз безопасности, выполненных по поручениям МТУ по надзору за ЯРБ, представлена в следующей таблице:

Таблица


^ Объекты и виды деятельности

МТУ, поручившие проведение
экспертизы


Радиационные
источники


^ Ядерные установки и материалы

Радиоактивные вещества и отходы

Пункты хранения

Сооружение ОИАЭ

Конструирование
и изготовление
оборудования


^ Всего
экспертиз


ВМТУ

85

19

7

2

36

70

219

ДВМТУ

21

0

10

0

0

0

31

ДонМТУ

129

0

9

0

0

62

200

СЕМТУ

73

1

8

8

91

116

297

СибМТУ

0

1

29

0

31

7

68

УМТУ

66

36

55

0

0

66

223

ЦМТУ

168

0

40

4

87

182

481

Всего

542

57

158

14

245

503

1519

%

36

0,4

11

1

18

33,6

Из таблицы видно, что более трети из полутора тысяч экспертиз, выполненных по поручениям МТУ ЯРБ, была связана с лицензированием видов деятельности с применением радиационных источников. Примерно еще треть общего количества проведенных экспертиз составляют экспертизы безопасности, связанные с лицензированием конструирования и изготовления оборудования.

^ Экспертиза безопасности в Научно-техническом центре по ядерной и радиационной безопасности (ФБУ «НТЦ ЯРБ»).

В рамках экспертной деятельности за 2010 календарный год в ФБУ «НТЦ ЯРБ» выполнялись:

Экспертизы по техническим заданиям Ростехнадзора в рамках процедуры лицензирования;

Экспертные оценки по поручениям Ростехнадзора методических документов и материалов, поступивших от эксплуатирующих организаций и связанных с регулирующей деятельностью Ростехнадзора;

Экспертные оценки (экспертное сопровождение) предварительных материалов, связанных с разработкой и обоснованием безопасности инновационных проектов в области использования атомной энергии (по заказам организаций-разработчиков).

По результатом экспертной деятельности было разработано 204 отчетных документа (в том числе 191 экспертное заключение, которые разработаны по техническим заданиям Ростехнадзора в рамках процедуры лицензирования).

Поручения и заказы на выполнение экспертных работ поступили в ФБУ «НТЦ ЯРБ» в 2010 году в следующих объемах:


от Управления по регулированию безопасности атомных станций и исследовательских ядерных установок Ростехнадзора

175

от Управления по регулированию безопасности объектов ядерного топливного цикла, ядерных энергетических установок судов и радиационно опасных объектов, надзору за учетом и контролем ядерных материалов и радиоактивных веществ и их физической защитой Ростехнадзора

19

от межрегиональных территориальных управлений по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора

4

от других организаций

6

Распределение экспертиз ФБУ «НТЦ ЯРБ», выполненных в рамках процедуры лицензирования в 2010 году, по объектам использования атомной энергии и связанной с ними деятельности выглядит следующим образом:

В числе разработанных экспертных заключений, связанных с атомными станциями, 14 заключений относятся к намерениям эксплуатирующей организации российских АЭС ОАО «Концерн Росэнергоатом» получить разрешения на повышение номинальной мощности энергоблоков АЭС и на переход к увеличенному по продолжительности циклу непрерывной работы, 2 заключения – к получению лицензий на эксплуатацию энергоблоков в дополнительный период (энергоблок №5 Нововоронежской АЭС с реактором ВВЭР-1000 и энергоблок №4 Ленинградской АЭС с реактором РБМК-1000), 3 заключения – к получению лицензии на очередной срок эксплуатации в пределах проектного срока службы. Десять экспертных заключений были разработаны в связи с лицензированием размещения и сооружения новых энергоблоков АЭС, предусматривающих использование проекта «АЭС-2006» (энергоблоки №1 и №2 Нижегородской АЭС, энергоблоки №1 и №2 Центральной АЭС, энергоблоки №1 и №2 Балтийской АЭС).

Большинство работ по экспертизе, относящихся к АЭС, были связаны с заявлениями на внесение изменений в условия действия лицензий на эксплуатацию отдельных энергоблоков.

Экспертиза программных средств, используемых для расчетного анализа безопасности объектов использования атомной энергии

В 2010 году продолжалась работа по экспертизе (и аттестации) программных средств, используемых при обосновании безопасности объектов использования атомной энергии. Эта работа велась экспертным советом по аттестации программных средств и его секциями. Организацию деятельности этого совета осуществляет ФБУ «НТЦ ЯРБ».

163 программных средства по различным направлениям расчетного анализа (нейтронная физика, теплогидравлика, прочностные расчеты, радиационная безопасность, вероятностный анализ безопасности и др.) имеют действующие аттестационные паспорта (по состоянию на декабрь 2010 г.). Из указанного общего числа в 2010 г. были выданы аттестационные паспорта на 13 программных средств, в том числе 3 были аттестованы повторно - в связи с истечением 10-летнего срока действия паспортов и внесением в ранее выданные паспорта изменений. 13 аттестационных паспортов на программные средства были аннулированы в связи с истечением срока их действия.

На конец 2010 года в секциях совета по аттестации программных средств завершена экспертиза 9 новых программных средств, вопросы о выдаче аттестационных паспортов на эти программные средства будут рассмотрены на заседаниях совета в 2011 г.

К декабрю 2010 г., в совет по аттестации программных средств поступили заявления на аттестацию и соответствующие документы по 61 новым программным средствам.

2.3.2. Экспертиза промышленной безопасности

Экспертиза промышленной безопасности в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производствен­ных объектов» (далее - ФЗ- № 116) относится к видам деятельности в области про­мышленной безопасности. Экспертиза промышленной безопасности проводится в целях выявления соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности. Требования к порядку проведения экспертизы промышленной безопасности и оформлению заключения указанной экспертизы установлены Правилами проведения экспертизы промышленной безопасности, утвержденными постановлением Госгортехнадзора РФ от 06.11.1998 № 64 «Об утверждении Правил проведения экспертизы промышленной безопасности», зарегистрированным в Минюсте РФ 08.12.1998 № 1656 (далее - ПБ 03-246).

Экспертизе промышленной безопасности подлежат:

Проектная документация на расширение, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта;

Технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте;

Здания и сооружения на опасном производственном объекте;

Декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе проектной документации на расширение, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, и иные документы, связанные с эксплуатацией опасного производственного объекта.

Экспертизу промышленной безопасности проводят организации, имеющие лицензию на проведение указанной экспертизы, за счет средств организации, предполагающей эксплуатацию опасного производственного объекта или эксплуатирующей его.

В 2010 г. Ростехнадзором проведено 477 проверок соблюдения лицензионных требований и условий экспертными организациями, в ходе которых выявлены и предписаны к устранению 516 нарушений.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О мерах по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации» от 28.03.01 № 241 продолжает развиваться система контроля, позволяющего осуществлять экспертизу промышленной безопасности и проводить техническое диагностирование технических устройств, оборудования и сооружений без нарушения их пригодности к дальнейшему применению и эксплуатации (неразрушающий контроль), для принятия решения о продлении срока их безопасной эксплуатации на опасных производственных объектах (определение остаточного ресурса).

В 2010 г. Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору утверждено и зарегистрировано 353 129 заключений экспертизы промышленной безопасности, в утверждении 18 000 заключений было отказано ввиду их несоответствия установленным требованиям.

Основной объем экспертизы приходится на технические устройства, применяемые на опасных производственных объектах.

Наибольшее количество экспертиз промышленной безопасности технических устройств приходится на подъемные сооружения. Значительное количество работ по проведению экспертизы промышленной безопасности приходится на нефтегазовую промышленность, объекты газопотребления и газораспределения, нефтехимическую и нефтеперерабатывающую промышленности, объекты котлонадзора, химическую промышленность и объекты спецхимии.

2.3.3. Государственная экологическая экспертиза

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 23.06.2010 № 780 «Вопро­сы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» и постановлению Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 № 717 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользова­ния, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» полномочия по организации и проведению государственной экологической экспертизы переданы в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.

До сентября 2010 г. Ростехнадзор согласно постановлению Правительства Рос­сийской Федерации от 30.07.2004 № 401 являлся органом, уполномоченным орга­низовывать и проводить в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, государственную экологическую экспертизу федерального уровня.

Структура подразделений Ростехнадзора, осуществлявших организацию и про­ведение государственной экологической экспертизы, включала: в центральном аппарате - Управление государственной экологической экспертизы и администрирования платежей; в территориальных органах - экспертные подразделения (отделы).

Фактическая общая численность специалистов, осуществлявших организацию и проведение государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) в установленной сфере деятельности Ростехнадзора, составляла 173 человека, включая восемь человек в центральном аппарате.

Количество материалов, поступивших на ГЭЭ, включая принятые, отклонен­ные по процедуре ГЭЭ, организованной и проведенной центральным аппаратом Ростехнадзора:

А) общее количество материалов, поступивших на ГЭЭ, - 361;

Б) количество завершенных ГЭЭ - 233, в том числе:

Утверждено заключений ГЭЭ - 232 (положительных - 198; отрицательных - 34, ГЭЭ завершена без результата - 1);

В) отказано в проведении ГЭЭ - 129.

Количество материалов, поступивших на ГЭЭ в территориальные органы Ростех- надзора, включая принятые и отклоненные:

А) общее количество материалов, поступивших на ГЭЭ, - 1001;

Б) количество материалов, принятых на ГЭЭ, - 701, в том числе:

Утверждено заключений ГЭЭ - 701 (положительных - 597, отрицательных -73,

ГЭЭ завершена без результата - 31);

В) отказано в проведении ГЭЭ - 300.

Количество материалов, представленных на государственную экологическую эк­спертизу в Ростехнадзор в течение 2010 г., относительно 2009 г. незначительно умень­шилось в виду того, что Ростехнадзор осуществлял функцию по организации и про­ведению ГЭЭ неполный год.

Соотношение утвержденных положительных и отрицательных заключений ГЭЭ в 2010 г. по сравнению с 2009 г. с учетом передачи полномочий проведения ГЭЭ в Росприроднадзор осталось на прежнем уровне.

В 2010 г. Ростехнадзором прогнозировалось поступление денежных средств за го­сударственную экологическую экспертизу в объеме 23 млн руб.

Фактически за 9 месяцев 2010 г. к оплате за организацию и проведение ГЭЭ было выставлено счетов на сумму 20,014 млн руб., оплачено счетов на сумму 19,567 млн руб.

Государственная экологическая экспертиза объектов, включенных в Программу строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 991, организовывалась и проводилась Управлением государ­ственной экологической экспертизы и администрирования платежей центрального аппарата и Северо-Кавказским управлением Ростехнадзора.

Исполнение государственной функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы объектов Программы центральным аппаратом и Северо-Кавказским управлением Ростехнадзора в течение 2010 г. характеризуется следующими показателями:

Общее количество материалов, поступивших на ГЭЭ, - 168;

Утверждено заключений ГЭЭ (всего) - 84;

Положительных - 72;

Отрицательных - 12;

Возвращено без результата по ходатайству заказчика ГЭЭ - 11;

Количество объектов, по которым отказано в проведении ГЭЭ, - 30.

^ 2.4. Регистрация объектов в государственном реестре опасных производственных объектов

Во исполнение Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - № 116-ФЗ) Ростехнадзор осуществляет исполнение государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов.

Ведение государственного реестра ОПО осуществляется в соответствии с установленным нормативно-методическим обеспечением порядком.

В составе государственного реестра ОПО осуществляется ведение ведомственных и территориальных разделов.

Ведение всех разделов государственного реестра ОПО осуществляется на основе единых нормативно - методических и программных принципов.

Ведомственные разделы государственного реестра на основании представленных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации полномочий в области промышленной безопасности ведутся Министерством обороны Российской Федерации; Федеральной службой исполнения наказаний; Федеральной службой безопасности Российской Федерации; Федеральной службой охраны Российской Федерации; Службой внешней разведки Российской Федерации; Главным управлением специальных программ Президента Российской Федерации; Федеральным агентством специального строительства Российской Федерации

Территориальные разделы государственного реестра ведутся в 78 субъектах Российской Федерации в составе 32 территориальных органов Ростехнадзора.

По состоянию на начало 2011 года в государственном реестре зарегистрированы сведения по 295813 ОПО, эксплуатируемых в составе 129180 организаций. В территориальных разделах зарегистрированы данные по 289238 ОПО, эксплуатируемые в составе 122592 организаций. В ведомственных разделах зарегистрировано 6575 ОПО (2,2 %), эксплуатируемых 2588 организациями (2%).

Преобладающее большинство зарегистрированных опасных производственных объектов - 55 % (162686 ОПО) составляют объекты 3-го типа опасности, на которых отсутствуют опасные вещества, определенные Федеральным законом № 116 - ФЗ. Объекты 1-го типа, количество опасных веществ на которых равно или превышает установленное приложением 2 к Федеральному закону № 116 - ФЗ, составляют 1,2 % (3580 ОПО) от общего количества опасных производственных объектов. Объекты 2-го типа, на которых находятся опасные вещества в количестве, меньшем установленного приложением 2 к Федеральному закону № 116 - ФЗ составляют 43,8 % (129549 ОПО) от количества зарегистрированных опасных производственных объектов.

Экспертиза ядерной и радиационной безопасности необходима при осуществлении разных
видов деятельности в области использования атомной энергии

Экспертиза ядерной и радиационной безопасности

Методико-консультационные услуги

Услуги для научно-исследовательских институтов

Услуги для объектов использования ядерной энергии

Лицензия Росатома

Экспертиза обоснования безопасности - это один из обязательных этапов предлицензионной проверки (ст. 26 ФЗ «Об использовании атомной энергии»). Наряду с успешным прохождением инспекции Ростехнадзора, положительное экспертное заключение позволяет компании получить лицензию ГАН для работы в атомной отрасли.


Правила проведения экспертизы радиационной безопасности определяет Административным регламентом Ростехнадзора (п. 68-72 действующей редакции). Услуга предоставляется независимой экспертной организацией с целью проверки соответствия обоснования безопасности деятельности законодательству РФ, а также всем действующим в атомной отрасли нормам и правилам.


Экспертиза ядерной безопасности проводится по тематическим вопросам, которые составляются ответственным подразделением Ростехнадзора (ранее, Госатомнадзор России).


Количество включенных в задание пунктов проверки меняется в зависимости от рассматриваемого вида деятельности и потенциальной опасности объекта применения.


Тематические вопросы позволяют определить:

  • Соответствуют ли проектные, конструкторские и технологические решения законодательству в области использования атомной энергии;
  • Достаточны ли принятые меры организационного и технического характера по обеспечению безопасности, в частности, оценивается квалификация работников и условия ее поддержания;
  • Способен ли лицензиат обеспечить безопасность объекта использования атомной энергии и выполняемых работ;
  • Готов ли соискатель лицензии к ликвидации чрезвычайных ситуаций при возникновении радиационной аварии;
  • Созданы ли условия безопасного прекращения выбранного вида деятельности и вывода объекта использования атомной энергии из эксплуатации и т.д.

Как проводится экспертиза радиационной безопасности

Экспертиза организуется после того, как координирующее подразделение Ростехнадзора проведет предварительную проверку комплекта документов и передаст его на рассмотрение в ответственное подразделение. В типовом случае, она проводится по следующей схеме:


В ведомство, ответственное за атомный надзор, направляется письмо от лицензиата о выборе экспертной организации, с которой будет заключен договор;

Эксперты получают от Федеральной службы комплект документов и перечень тематических вопросов экспертизы;

Экспертная организация предоставляет в Ростехнадзор положительное или отрицательное заключение;

Ростехнадзор в течение 20 дней проводит проверку экспертного заключения и принимает решение о его приеме или отклонении.

Список тематических вопросов составляется не более 30 дней с момента поступления комплекта документов. На стоимость услуг экспертной организации влияет не только тип получаемой лицензии Госатомнадзора, но и число тематических вопросов. В среднем, назначается около 4-6 пунктов проверки.


Для каждого вида деятельности оформляется определенная атомная лицензия и, соответственно, проводится отдельная экспертиза ядерной и радиационной безопасности. Если заключение не принимается, то оно отправляется обратно в экспертную организацию на доработку. При отрицательном заключении экспертизы лицензия Атомнадзора не выдается.

Виды деятельности, подлежащие экспертизе

  • Размещение, сооружение, эксплуатация, вывод из эксплуатации, проектирование и конструирование ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения.
  • Закрытие пунктов хранения радиационных отходов.
  • Обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами, в том числе при разведке и добыче урановых руд, производстве, использовании, переработке, транспортировании и хранении ядерных материалов.
  • Обращение с радиоактивными отходами при их хранении, переработке, транспортировании и захоронении.
  • Конструирование и изготовление оборудования для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения.
  • Использование ядерных материалов и радиоактивных веществ при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
  • Экспертиза радиационной безопасности использования атомной энергии и видов деятельности.

Осуществление различных работ, связанных с использованием атомной энергии требует обязательного проведения атомной экспертизы. Она необходима для подтверждения радиационной и ядерной безопасности на объектах, работа которых связана со строительством, проектированием, вводом и выводом из эксплуатации, ликвидацией различных ядерных материалов и радиационно-опасных источников. Без проведения экспертизы предприятие не допускается к данному виду деятельности. На основе экспертизы радиационной безопасности выдается лицензия предприятию, которая является допуском к проведению работ.

Процесс проведения экспертизы

Проведение экспертизы атомной и радиационной безопасности предусматривает определение уровня опасности на всех этапах работы предприятия. Процесс проведения экспертизы включает в себя анализ проектных и технических документов предприятия, проверку его материально-технической базы и уровня квалификации персонала. Административный регламент по атомному лицензированию предусматривает порядок проведения данной процедуры. Объемы и виды экспертных проверок определяются в зависимости от заявленного предприятием вида деятельности.

Во время проведения экспертизы учитывается множество факторов деятельности предприятия.

  1. Проверка принятых решений для обеспечения ядерно-радиационной безопасности проектного, конструкторского и организационного решения.
  2. Оформление эксплуатационной документации и мероприятие по подготовке квалифицированных сотрудников.
  3. Состояние материально-технической базы и влияние производства на окружающую среду.
  4. Степень контроля за ядерными материалами и радиоактивными веществами и т.д.

Экспертизу проводят соответственно предоставленному техническому заданию на ее проведение. Его составляет соответствующее подразделение Государственной организации по техническому надзору. Проводится экспертиза одной из организаций, которые имеют разрешение на ее проведение. Наша компания предоставляет услуги по проведению экспертизы ядерной и радиационной безопасности. Мы имеем соответствующее разрешение от государственныхучреждений на ее проведение.

Быстрое и качественное проведение экспертизы

Проводится нашей компанией соответственно техническому заданию. Процесс проведение экспертизы включает несколько этапов. Изначально мы проверяем всю документацию, которая необходима для проведения экспертизы. Если какие-либо документы отсутствуют или оформлены неверно, наши специалисты помогут вам исправить этот недочет. Мы сделаем все возможное, чтобы результаты экспертизы были удовлетворительными для предоставления лицензии на деятельность организации, которая связана с использованием ядерных материалов.

Экспертиза ядерной и радиационной безопасности проводится в течение трех месяцев. Но наша организация учитывает интересы клиентов, и при возникновении необходимость мы сможем провести ее в сжатые сроки. Мы начинаем проводить работы только после подписания договора между организацией и нашей компанией.

Специалисты, которые проводят экспертизу

В нашей компании работают высококвалифицированные специалисты, которые имеют достаточно большой опыт работы в проведении экспертиз ядерной и радиационной безопасности . Несмотря на это, наши сотрудники постоянно улучшают свои знания, умения и навыки и повышают квалификационный уровень. Мы осуществляем работы по проведению экспертизы любого уровня сложности, в процессе которой помогаем клиентам усовершенствовать процесс работы, что является стопроцентной гарантией предоставления лицензии. Связаться с нами можно с помощью телефона, или написав письмо на электронную почту.

Экспертиза радиационной безопасности проводится с целью подтверждения радиационной и ядерной безопасности на предприятиях, работающих с радиационно-опасными источниками и ядерными материалами (строительство, проектирование, ввод и вывод из эксплуатации, ликвидация); с радиационно-опасными отходами и веществами (хранение, транспортировка, логистика и т. п.); ядерными материалами и радиационно-опасными веществами (хранение, транспортировка, переработка, производство), а также с атомными станциями (строительство блоков и новых объектов атомных станций, поставка оборудования для них).

От результата экспертизы непосредственно зависит, будет ли предприятие допущено к заявленному им виду деятельности, или нет.

Процедура проведения экспертизы радиационной безопасности включает комплекс мероприятий, направленных на определение уровня опасности на всех этапах производства. В рамках этих проверок анализируются проектные и технические документы на предприятии, материально-техническая база, а также уровень квалификации персонала.

Порядок проведения экспертизы устанавливается административным регламентом по атомному лицензированию. Эти функции в России, согласно действующему ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», возложены на Федеральную службу технического, экологического и атомного надзора - Ростехнадзор.

В соответствии с заявленным компанией-лицензиатом (предприятие, нуждающееся в получении атомной лицензии) видом деятельности Государственная служба атомного надзора определяет объёмы и виды экспертных проверок.

На основании этого на предприятии, подавшем заявку на получение атомной лицензии (лицензии ГАН), проводится ряд экспертных проверок и мероприятий. Реализуют их сторонние организации, имеющие лицензию Ростехнадзора на право проведения экспертизы радиационной безопасности.

Учитывая сложность подготовки предприятия и всех производственных процессов к процедуре проведения проверок, связанных с получением положительного результата экспертизы, а соответственно, и атомной лицензии ГАН, нередко собственники компаний-соискателей прибегают к услугам консалтинговых консультантов. С их помощью процедура лицензирования и экспертизы Ростехнадзора осуществляется быстро и без особых сложностей.

Все результаты проверок уровня безопасности применения атомной энергии и радиационно-опасных веществ в ходе деятельности лицензируемого предприятия отправляются на утверждение в уполномоченный орган Ростехнадзхора. На основании одобренного им заключения экспертизы атомной и радиационной безопасности, а также других документов и оплаты госпошлины, осуществляется выдача лицензии ГАН. Получение атомной лицензии в Госатомнадзоре (ГАН) предоставляет компании право на легальную реализацию своей деятельности в сфере атомной промышленности на территории РФ. Срок действия лицензии ГАН - 5 лет.

Результаты этой работы по всем направлениям обеспечения безопасности впечатляют: за последние 20 лет на российских АЭС не зафиксировано ни одного нарушения безопасности, классифицируемого выше первого уровня («аномалия») по Международной шкале оценки ядерных событий INES (International Nuclear Events Scale).

Обеспечение ядерной и радиационной безопасности включает в себя несколько направлений. Первая - это обеспечение текущей безаварийной эксплуатации действующих объектов атомной промышленности и других ядерно и радиационно опасных объектов (ЯРОО). Достижению этой цели способствует не только правильное проектирование и лицензирование всех этапов жизненного цикла объектов, от проектирования до эксплуатации подобных объектов (а также задействованных в этом предприятий Госкорпорации «Росатом» и сторонних организаций), но и соблюдение всех регламентов и правил при эксплуатации. Лицензированием деятельности в области использования атомной энергетики, равно как и надзором за текущей деятельностью проектных, строительных и эксплуатирующих организаций занимается независимый государственный орган – Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) . Кроме того, организации ядерного топливного цикла получают заключения по ядерной безопасности и разрешения на ввод в эксплуатацию ЯРОО от Госкорпорации «Росатом»

Накопленный многолетний опыт, а также комплекс реализуемых на системной основе мероприятий позволяет предприятиям и организациям российской атомной отрасли добиваться высокой культуры безопасности при работе с ядерными материалами и радиоактивными отходами (РАО). К примеру, по критерию надежности работы АЭС Россия прочно занимает место в первой тройке стран с развитой ядерной энергетикой. Более того, в развитии технологий обращения с отработавшим ядерным топливом (ОЯТ) мы продвинулись существенно дальше многих из них.

Второе важное направление – это проблема ликвидации наследия советского «атомного проекта». Реабилитация загрязненных территорий (отвалов, хвостохранилищ, береговых баз Военно-морского флота), долговременное хранение реакторных отсеков и топлива списанных атомных подводных лодок – все это требует не только существенных финансовых затрат, но и применения новых, зачастую нестандартных подходов к решению накопившихся проблем. Для решения этих непростых проблем Правительство Российской Федерации в 2007 году утвердило Федеральную целевую программу «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» с бюджетом 145,3 млрд рублей.

В ее рамках были профинансированы первоочередные меры по таким направлениям, как реконструкция «мокрого» и строительство нового «сухого» хранилища ОЯТ на ГХК, консервация озера Карачай и создание первой очереди системы канализации с отводом очищенных вод на ПО «Маяк» (г. Озерск, Челябинская область) и многие другие. Кроме того, финансовые ресурсы были направлены на создание Опытно-демонстрационного центра по переработке ОЯТ на основе инновационных технологий на ГХК; изучение возможности создания объекта по захоронению высокоактивных отходов в Нижнеканском массиве (Красноярский край); строительство комплекса цементирования низко- и среднеактивных отходов на ПО «Маяк» , а также создание на этом же предприятии установок по переработке низкоактивных отходов с высокой степенью очистки.

Эффективность выполнения ФЦП составила рекордные 108,5%. Было проведено более 300 мероприятий на 400 предприятиях, реабилитировано 279 га земель, выведено из эксплуатации 53 ядерных объекта. Достигнуть высоких показателей удалось в первую очередь за счет взвешенных управленческих решений, позволивших объединить усилия институтов Госкорпорации «Росатом», Академии наук РФ, Ростехнадзора и других участников ФЦП, а также создания центров компетенций. За восемь лет было разработано более 50 технологий в сфере завершающей стадии ядерного топливного цикла (ЯТЦ), в том числе 10 - по переработке ОЯТ. Разработаны типовые решения для всех категорий РАО, они апробированы и планомерно внедряются на объектах Росатома.

Перспективные планы Росатома в сфере обеспечения безопасности включают в себя дальнейшее совершенствование культуры безопасной эксплуатации ядерный объектов, продолжение работ по ликвидации наследия советского «атомного проекта», внедрение современных систем управления безопасностью.

Доклады об осуществлении лицензионного контроля деятельности организаций по использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях и об эффективности такого контроля



 

Возможно, будет полезно почитать: