Система государственного управления. Государственный контроль и государственный надзор

Осуществление государственного контроля, надзора муниципального или регионального предприятия направлено на выявление, предупреждение и пресечение нарушений установленных обязательных требований в сфере безопасности и качества, а также в области стандартизации изделий, работ, услуг. Нормативными актами определен порядок его проведения, а также круг субъектов, в чьи полномочия он входит. Рассмотрим далее, что собой представляет государственный надзор и контроль за соблюдением обязательных требований.

Общие сведения

Федеральный государственный контроль и надзор выполняется:

  1. У предпринимателей, юрлиц, разрабатывающих, изготавливающих, реализующих, эксплуатирующих, утилизирующих, хранящих и транспортирующих продукцию, предоставляющих услуги и производящих работы.
  2. В испытательных центрах (лабораториях).
  3. В ведущих деятельность по подтверждению соответствия.

Специфика

Идентичны по своему содержанию. Разница состоит в полномочиях лиц, их выполняющих. Надзор, в частности, распространяется на объекты, которые не находятся в ведомственном подчинении проверяющих структур. К примеру, служащие Госстандарта вправе посетить любое предприятие, функционирующее в сфере обслуживания или промышленности. Аналогичное правило действует и в отношении иных органов, обладающих правом административного надзора в конкретной области. Среди них, в частности, различные комитеты, службы, инспекции, действующие в сфере противопожарной безопасности, экологии, лекарственных веществ, охраны труда, горного дела, санитарно-эпидемиологического благополучия, морских, воздушных и речных судов, ветеринарии, строительства, торговли и так далее.

Цели

В настоящее время государственный надзор и приобретают социально-экономическую направленность. Это обуславливается тем, что основные его задачи связаны с проверкой строгого выполнения всеми экономическими субъектами установленных и обязательных для всех правил и норм, с помощью которых обеспечиваются интересы потребителей, защита имущества и здоровья населения, а также окружающей среды. В качестве ключевого направления следует назвать выявление, пресечение и предотвращение нарушений требований госстандартов и сертификации.

Нормативная база

Осуществление государственного контроля и надзора регламентируется в настоящее время на основании ФЗ "О техрегулировании", "О защите потребительских прав", "Об обеспечении единства измерений" и рядом других документов. Между тем на общественном обсуждении находится новый нормативный акт, обобщающий все положения и устанавливающий ключевые принципы выполнения проверок. Закон о государственном контроле и надзоре предположительно может вступить в силу 01.01.2017 г.

Структура деятельности

Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль в области обеспечения единых измерений, стандартизации и предусматривает проверку выполнения:

  1. Юрлицами и ИП установленных требований госстандартов к услугам, изделиям и работам.
  2. Правил по обязательной сертификации.
  3. Требований при аккредитации структур, выполняющих оценку соответствия производственных процессов, продукции и услуг действующим нормативам по безопасности и качеству.

В структуру работы входят мероприятия по проверке выпуска, состояния и применения измерительных средств, аттестованных методик, эталонов единиц величин, количества товара, отчуждаемого при совершении операций, объема фасованных изделий в упаковках различного типа. контроля и надзора наделяются и иными полномочиями. В частности, они осуществляют утверждение типов, поверку измерительных средств, эталонов в том числе, лицензирование деятельности по их производству и ремонту.

Объекты

Государственный контроль и государственный надзор направлен на:


Государственный контроль и государственный надзор выполняется для проверки выполнения индивидуальными предпринимателями и юрлицами:

  1. Обязательных требований на этапах разработки, подготовки изделий к производству, их выпуска, реализации, эксплуатации, транспортировки, хранения и утилизации.
  2. Правил подтверждения соответствия услуг, продукции, работ действующим нормам посредством принятия декларации.
  3. Порядка обязательной сертификации.

Уполномоченные инстанции

Государственный контроль и государственный надзор выполняется по правилам, установленным Госстандартом с учетом предписаний ФЗ, регламентирующего защиту прав юрлиц и предпринимателей в ходе проведения проверок. Уполномоченными структурами выступают:


Компетентные должностные лица

Служащими, уполномоченными выполнять госконтроль и надзор от лица органов сертификации, метрологии и стандартизации, выступают:

  1. Председатель Госстандарта. Он является главным госинспектором РФ по надзору за нормами и обеспечению единых измерений.
  2. Зампредседателя Госстандарта, руководитель подразделения. В их обязанности входит решение вопросов, связанных с организацией и выполнением контроля и надзора.
  3. Руководители центров сертификации, метрологии, стандартизации. Они являются главными госинспекторами регионов и их заместителями. Назначение их на должности и освобождение от них осуществляется председателем Госстандарта.
  4. Работники структурного подразделения - госинспекторы.
  5. Сотрудники отделов центров сертификации, метрологии, стандартизации.

Надзор за соблюдением норм и сертифицированной продукцией выполняют госинспектор либо комиссия, которую он возглавляет. Проверку выполнения правил сертификации производит группа, состав которой определяется председателем Госстандарта.

Дополнительные структуры

Госстандарт осуществляет координацию деятельности исполнительных институтов, в полномочия которых входи надзор за безопасностью и качеством услуг, изделий и работ. К таким структурам, в частности, относят:

  1. Госинспекцию по торговле, защите потребительских прав.
  2. Госкомитет по охране природы.
  3. Государственная санэпидемслужба. Она производит проверку выполнения нормативных предписаний при разработке, выпуске и эксплуатации всех типов продукции, импортируемой в том числе.

Общий порядок

Госконтроль и надзор осуществляется, согласно планам, которые утверждаются главными госинспекторами РФ и регионов. Деятельность ведется путем проведения выборочных проверок. Не чаще 1 р./год выполняются плановые мероприятия по госконтролю и надзору в отношении одного предпринимателя либо юрлица. Внеплановая работа производится в случаях:


Права уполномоченных служащих

Госинспекторы могут:

  1. Иметь доступ в производственные и служебные помещения предприятия или ИП с соблюдением порядка, установленного в нормативных актах.
  2. Получать от субъектов документацию, необходимую для выполнения проверочных мероприятий.
  3. Применять технические средства либо привлекать компетентных специалистов ИП или организации при осуществлении своих обязанностей.
  4. Проводить отбор проб/образцов услуг, изделий, работ, в соответствии с нормативной документацией, для проверки их соответствия.
  5. Получать экземпляры документации, необходимой для госнадзора и контроля, оформления полученных результатов.

Руководитель либо другое организации или ИП обеспечивает госинспекторам надлежащие условия для исполнения ими своих прямых обязанностей, согласно действующим нормативным предписаниям.

Государственный контроль осуществляется государственными органами зако­нодательной и исполнительной власти, в том числе подведомственными им контрольно-ревизионными органами.

Законодательно признано необходимым проведение не реже одного раза в год соответствующими контрольными и финансовыми органами ревизий и проверок в органах исполнительной власти всех уровней, а также на предпри­ятиях и в организациях, использующих бюджетные ассигнования и средства государственных внебюджетных фондов (Указ Президента Российской Федерации «О мерах по обеспе­чению государственного финансового контроля в Российской Федера­ции» от 25 июля 1996 года (в ред. от 25 июля 2000 г.).

В Российской Федерации государ­ственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполне­нием федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредит­ных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и на­логовых льгот и преимуществ. Кроме того, государственный финансовый контроль распространяется на образование, распределение и использование всех бюджетных и внебюджетных средств, использование государственной и иной собственности и поступления за это арендной и иной платы, кругооборот этилового спирта и иной спиртосодержащей продукции.

Одновременно в соответствии с установленным законодательством Рос­сийской Федерации разграничением функций и полномочий указываются также конкретные субъекты государственного финансового контроля: Президент через контрольно-ревизионное управление и своих представителей в субъектах РФ, Счетная палата Российской Федерации; Центральный банк Российской Федерации; Министерство финансов Российской Федерации и подведомственные ему Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство; Федеральная таможенная служба; Федеральная служба по финансовым рынкам; Федеральная служба по тарифам; контрольно-ревизионные службы органов исполнительной власти; иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходовани­ем бюджетных и внебюджетных средств.

11. Контрольные функции органов государственного финансового контроля

Для усиления контроля со стороны Федерального Собрания РФ за сво­евременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объему, структуре и целевому назначению была создана Счетная палата Российской Федерации - постоянно действующий орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному Собранию РФ, к основным задачам которой отнесены:

    организация и осуществление контроля за своевременным исполнени­ем доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов фе­деральных внебюджетных Фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

    определение эффективности и целесообразности расходов государствен­ных средств и использования федеральной собственности;

    оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета;

    финансовая экспертиза проектов федеральных законов и нормативных правовых актов Федеральных органов государственной власти;

    анализ выявленных отклонений от установленных показателей бюджета и подготовка предложений по их устранению;

    контроль за законностью и своевременностью движения бюджетных средств в Центральном банке, уполномоченных банках и иных финан­сово-кредитных учреждениях;

    регулярное представление палатам Федерального Собрания информации о ходе исполнения бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Счетная палата осуществляет следующие виды деятельности:

    контрольно-ревизионную: организация и проведение оперативного конт­роля за исполнением федерального бюджета в отчетном году; проведе­ние комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным раз­делам и статьям федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

    подготовка и представление в Совет Федерации и Государственную Думу заключений по исполнению федерального бюджета в отчетном году;

    экспертно-аналитическую: экспертиза проектов нормативных актов, меж­дународных договоров, федеральных программ и иных документов, зат­рагивающих вопросы федерального бюджета и финансов РФ;

    подготовка заключений и ответов на запросы органов государственной власти РФ;

    информационные и иные виды деятельности.

Счетная палата состоит из Председателя, заместителя председателя, аудиторов и аппарата Счетной палаты. Председателя Счетной палаты и шесть аудиторов Счетной палаты назначает Государственная Дума на шесть лет, а Совет Федерации также на шесть лет назначает заместителя председателя и еще шесть аудиторов.

Аудиторами Счетной палаты являются должностные лица, возглавляю­щие основные направления деятельности Счетной палаты, которые ох­ватывают комплекс, группу или совокупность ряда доходных или рас­ходных статей федерального бюджета, объединенных общим назначением. Аппарат Счетной палаты состоит из инспекторов и иных штатных со­трудников, в служебные обязанности которых входит непосредственная организация и проведение контроля в пределах компетенции Счетной палаты.

Счетная палата, осуществляя контрольную деятельность, вправе проводить ревизии и тематические проверки, не вмешиваясь в оперативную деятельность проверяемых организаций. О результатах ревизий и тематических проверок Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу. В случаях выявления нарушений в хозяйственной, финансовой или иной деятельности, наносящей государству ущерб и требующей пресечения, Счетная палата вправе давать администрации проверяемой организа­ции предписания, обязательные для исполнения. В случаях неоднократ­ного неисполнения или ненадлежащего исполнения предписаний Счетная палата вправе по согласованию с Государственной Думой принять ре­шение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и рас­четных операций по счетам проверяемых организаций.

Счетная палата должна регулярно представлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации.

Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2004 г., является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим выработку единой финан­совой, кредитной, денежной политики и нормативно-правовое регулирование на основании Конституции РФ и законов и актов Президента РФ и Правительства РФ в финансовой сфере, координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб. Одна из основных функций - разработка и представление в Правительство РФ проектов законов по вопросам контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, а также разработка и утверждение порядка организации и осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере, методологии противодействия легализации доходов, добытых преступным путем, коррупции и финансированию терроризма, контроля за исполнением федерального бюджета и др.

Министерству финансов РФ подведомственны федеральные службы непосредственно осуществляющие государственный финансовый контроль:

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет в соответствии с законодательством ниже­следующие функции:

    проводит в пределах своей компетенции комплексные ревизии и тема­тические проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета;

    контролирует в установленном порядке рациональное и целевое исполь­зование средств государственных внебюджетных фондов и других феде­ральных средств;

    проводит документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций по заданиям правоохранительных органов;

    организует ревизии и финансовые проверки в организациях по обраще­ниям органов государственной власти субъектов Российской Федера­ции и органов местного самоуправления.

Осуществляя государственный контроль, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора имеет право:

    ограничивать, приостанавливать, а в необходимых случаях и прекра­щать в соответствии с законодательством Российской Федерации фи­нансирование из федерального бюджета организаций при выявлении фактов нецелевого использования ими средств федерального бюджета, а также в случае непредставления ими в установленные сроки отчетно­сти о расходовании ранее полученных средств;

    взыскивать в установленном порядке с организаций средства федераль­ного бюджета, израсходованные ими не по целевому назначению, с наложением штрафа в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Финансовые органы субъектов Российской Федерации при осуществле­нии государственного финансового контроля за использованием ассиг­нований соответствующего бюджета наделяются правами, аналогичны­ми правам Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.

Федеральная на­логовая служба, включающая территориальные органы - управления по субъектам федерации, межрегиональные инспекции, инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспек­ций межрайонного уровня.

Главными задачами Федеральной на­логовой службыявляются:

    государственный контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей налогоплательщиками;

    реализация налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государствен­ные внебюджетные фонды в полном объеме налогов и других обяза­тельных платежей;

    обеспечение государственного регулирования, межотраслевой коорди­нации и государственного контроля в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции.

Федеральная на­логовая служба выполняет следующие функция:

    проводит непосредственно и организует работу государственных нало­говых инспекций по осуществлению контроля за соблюдением законо­дательства о налогах и других платежах в бюджет;

    производит в министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреж­дениях и организациях, основанных на любых формах собственности, и у граждан проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с ис­числением и уплатой налогов и других платежей в бюджет;

    организует работу государственных налоговых инспекций по учету, оцен­ке и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, перешед­шего по праву наследования к государству, и кладов;

    осуществляет возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и дру­гих обязательных платежей в бюджет;

    анализирует отчетные, статистические данные и результаты проверок на местах, подготавливает на их основе предложения о разработке ин­структивных методических указаний и других документов по примене­нию законодательных актов о налогах и иных платежах в бюджет и дру­гие функции.

Государственные налоговые инспекции на территории субъектов Рос­сийской Федерации и городов с районным делением осуществляют функции, предусмотренные законодательством для Федеральной на­логовой службы.

Государственная налоговая инспекция выполняет следующие функции:

    осуществляет контроль за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет и во внебюджетные государственные фонды;

    обеспечивает своевременный и полный учет плательщиков налогов и других платежей в бюджет, правильность начисления платежей гражда­нами РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства, а так­же поступление этих платежей в соответствующий бюджет;

    контролирует своевременность представления плательщиками бухгал­терских отчетов и балансов, налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой платежей в бюджет; а также проверяет достоверность этих документов в части пра­вильности определения прибыли, дохода, иных объектов обложения и исчисления налога и других платежей в бюджет;

    передает правоохранительным органам материалы по фактам наруше­ний, за которые предусмотрена уголовная ответственность;

    предъявляет в суд и в арбитражный суд иски;

    приостанавливает операции предприятий, учреждений, организаций и граждан по расчетным и другим счетам в кредитных организациях и др.

Законом РФ «О федеральных органах налоговой полиции» от 24 июня 1993 года (в ред. от 7 ноября 2000 года) были организованы федеральные органы налоговой полиции, которые являлись правоохранительными органами и составной частью сил обеспечения экономической безопасности РФ и выполняли основные задачи:

    обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых ин­спекций;

    предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.

Федеральная служба страхового надзора организует страховую деятельность в Российской Федерации, осуществляет выдачу лицензий страховым организациям на право заниматься страховой деятельностью и контролирует обоснованность установления ими страховых тарифов и соблюдение страхового законодательства.

Федеральная служба по финансовому мониторингу контролирует отмывание доходов, добытых преступным путем, проверяет законность всех банковских операций свыше 600 тыс. рублей и сомнительных операций по сведениям представляемых банками.

Федеральное казначейство осуществляет исполнение федерального бюджета, в том числе кассовое (с 2005 г. исполнение всех бюджетов), осуществляет предварительный и последующий финансовый контроль за всеми операциями по использованию государственных бюджетных и внебюджетных средств.

Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по тарифам и Федеральная служба по финансовым рынкам выполняют функции государственного финансового контроля по своим сферам финансовой деятельности.

Государственный финансовый контроль осуществляется также банками и други­ми учреждениями кредитной системы.

Банковский контроль осуществляется банками в ходе операций по кре­дитованию, финансированию и расчетам. Банковский контроль необходим для эффективного использования бан­ковских ссуд и направлен также на укрепление платежной дисциплины. Обеспечение возвратности кредита создает основу для банковского кон­троля в процессе кредитования, а контроль в свою очередь служит не­обходимым условием возвратности кредита.

Банки осуществляют предварительный и текущий контроль в ходе про­ведения денежных операций через проверку представленных докумен­тов, устанавливая право хозяйствующего субъекта на получение ссуды, проведение платежей ссудных счетов.

При оформлении кредита банк проверяет наличие у предприятия соб­ственных оборотных средств и знакомится с важнейшими показателя­ми хозяйственной деятельности. Выдавая ссуду, банк проверяет ее обес­печение, то есть наличие у предприятия товарно-материальных ценностей, под которые она получается. Проверка осуществляется по данным бухгалтерского учета, отчетным балансам хозяйственных орга­нов, а также в натуре на месте с проверкой условий хранения кредиту­емых ценностей. Она не прекращается на протяжении всего срока пользо­вания кредитом. Обеспечение кредита позволяет контролировать также целевое использование заемных средств.

Банковский контроль в процессе кредитования сочетается с контролем, осуществляемым при организации расчетов. Принимая поручение хозяй­ствующего субъекта на перечисление денег другому предприятию или организации, банк проверяет законность этой сделки: платеж должен производиться за поставленный товар, произведенные работы в соответ­ствии с договором или на другом, указанном в нормативном акте, осно­вании. Объектом банковского контроля выступает оборачиваемость пла­тежных средств. Банки проверяют своевременность предъявления платежных документов поставщиком и оплату их покупателем в установленные сроки. Отказ плательщика от оплаты счетов должен быть обосно­ванным, иначе причитающиеся суммы списываются со счета заказчика.

Банк России является органом государственного валютного регулиро­вания и валютного контроля, органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Центральный банк РФ осуществляет надзор за деятельностью кредит­ных учреждений, организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки.

Банк России вправе назначить и осуществить проверку операций банков. Проверки могут осуществляться уполномоченными Советом директоров пред­ставителями Банка России и по его поручению - аудиторскими фирмами.

Уполномоченные Советом директоров представители Банка России имеют право получать и проверять отчетность и другие документы кредитных орга­низаций. Центральный банк вправе давать кредитным организациям и их филиа­лам обязательные для исполнения предписания об устранении обнару­женных нарушений. В случае неисполнения их Центробанк может предъя­вить кредитным организациям требования о проведении мероприятий по финансовому оздоровлению, о реорганизации (ликвидации) банка, о замене его руководства.

За нарушение банковского законодательства Банк России имеет право взыскивать денежный штраф; повысить нормы обязательных резервов для банков, нарушающих установленные экономические нормативы; отозвать лицензию на совершение банковских операций; назначить вре­менную администрацию по управлению банком на период, необходи­мый для его финансового оздоровления.

Финансовый контроль охватывает своим воздействием общественные отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности государства, т. е. в процессе создания, распределения и использования фондов денежных средств. И это объяснимо, ибо финансам как экономической категории присуща как распределительная, так и контрольная функция. Государство аккумулирует, распределяет и расходует денежные средства для выполнения своих задач. Разумеется, и результативность выполнения многих задач государством во многом зависит от правильного и четко поставленного контроля за финансовой деятельностью его органов и хозяйствующих субъектов.

Финансовый контроль – это контроль за финансово-хозяйственной деятельностью хозяйствующих субъектов. Все государственные органы занимаются финансовым контролем, включая специальные контрольные органы при участии хозяйствующих субъектов и общественных организаций. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы законодательством.

Указом Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» от 25 июля 1996 г.

№ 1095 (ред. от 18.07.2001 г.) установлены конкретные объекты финансового контроля и его субъекты. В соответствии с данным Указом финансовому контролю подлежат:

Исполнение федерального бюджета и бюджета федеральных органов;

Организация денежного обращения;

Использование кредитных ресурсов;

Состояние государственного долга и резервов;

Предоставление финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Цель финансового контроля – эффективное использование финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях экономики страны. По существу, без достижения этой целевой установки невозможна успешная реализация всей финансовой политики государства.

Объектом финансового контроля являются не только денежные средства, но и различные материальные и нематериальные средства, так как их оценка осуществляется в денежной форме. Непосредственной проверке подлежат такие показатели, как выручка от реализации, себестоимость, прибыль, налоги, отчисления в фонды. Финансовым контролем охватывается практически вся хозяйственная деятельность, связанная с использованием денег или их эквивалентов.

К важнейшим задачамфинансового контроля необходимо отнести следующие:

Обеспечение соблюдения действующего законодательства и нормативных актов в финансовой и хозяйственной деятельности;

Содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и величиной денежных доходов государственного бюджета;

Обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой всеми субъектами финансовых правоотношений;

Содействие рациональному расходованию товарно-материальных ценностей и денежных средств на предприятиях и в организациях;

Предупреждение и устранение нарушений финансовой дисциплины, бухгалтерского учета и отчетности.

Финансовый контроль неотделим от ответственности хозяйствующих субъектов за нарушение ими правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств. Мерой этой ответственности являются финансовые санкции, которые содействуют оздоровлению и повышению эффективности производства.

Подытоживая сказанное, финансовый контроль можно определить как один из видов финансовой деятельности государства, осуществляемый всей системой его органов власти и управления, по проверке законности и рациональности действий в процессе создания, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов хозяйствования путем применения специальных форм, методов и методик контрольной работы.

Классификация видов финансового контроля возможна по различным основаниям.

В зависимости от правовой природы субъектов, занимающихся контрольной деятельностью, финансовый контроль подразделяется на государственный, внутрихозяйственный и аудиторский. Последние два вида представляют собой негосударственную деятельность в финансовой сфере.

Государственный финансовый контроль, осуществляемый органами власти и управления, реализуется через: общегосударственный, вневедомственный, ведомственный финансовый контроль.

Общегосударственный контроль осуществляют Федеральное собрание РФ и Правительство РФ; вневедомственный контроль – специальные финансово-кредитные органы в лице Министерства финансов РФ, Банка России, Федеральной налоговой службы и ее территориальных подразделений и др.; ведомственный контроль осуществляют министерства, ведомства, другие органы государственного управления за деятельностью входящих в их систему хозяйствующих субъектов.

Кратко охарактеризуем некоторые специальные органы государственного финансового контроля, выступающие в качестве его субъектов.

Счетная палата РФ – постоянно действующий орган, образуемый Федеральным собранием РФ и подотчетный ему. Правовой статус определен Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ (ред. от 01.12.2004 г.). Основная задача Счетной палаты заключается в контроле за исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, а также в определении эффективности и целесообразности расходов государственных средств.

Министерство финансов РФ контролирует исполнение федерального бюджета и целевое использование средств, выделяемых из федерального бюджета предприятиям, организациям и учреждениям. Оно также осуществляет контроль за использованием средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов.

В подчинении министерства находится федеральное казначейство. На органы казначейства возложены задачи по управлению доходами и расходами федерального бюджета, регулированию финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами и др. Для этого открываются счета казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы.

На Федеральную налоговую службу возложены: контроль соблюдения законодательства о налогах и сборах, определение правильности исчисления налогов и других обязательных платежей, контроль полноты и своевременности их внесения в соответствующие бюджеты. Контроль проводится должностными лицами налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов в пределах своей компетенции посредством: налоговых проверок; получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора; проверки данных учета и отчетности; осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода; в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом (НК).

Согласно законодательству налоговый контроль осуществляется в формах камеральной, выездной и встречной налоговых проверок. Процессуальные правила и условия проведения налоговых проверок закреплены в ст. 87–89 НК. Субъекты и объекты налоговых проверок многочисленны. К ним отнесены: министерства, ведомства, государственные учреждения и организации; коммерческие предприятия и организации; совместные предприятия; негосударственные и некоммерческие учреждения и организации; граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства.

Банк России осуществляет банковское регулирование и надзор за деятельностью банков и других кредитных учреждений. Правовой основой деятельности банка служит упомянутый ранее Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». В соответствии со ст. 59 Банк России принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций и в целях осуществления контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций, выдает им лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает действие указанных лицензий и отзывает их. Главный банк страны также контролирует проведение расчетов, денежное обращение, валютные операции.

Федеральная таможенная служба (ФТС) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. Эти функции предусмотрены Положением о ФТС, утвержденным Правительством РФ в 2004 г.

ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Целью государственного финансового контроля является обеспечение законности и эффективности использования государственных бюджетных и внебюджетных финансовых средств и государственной собственности.

В соответствии с этим основными его задачами являются:

1. организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности;

2. оценка обоснованности доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

3. финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

4. анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

5. контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Банке России, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

6. обеспечение поступления в доходную часть государственного бюджета налоговых, таможенных и прочих платежей, обеспечивающих формирование доходной части государственного бюджета;

7. оценка эффективности деятельности министерств и ведомств по использованию средств государственного бюджета и внебюджетных средств;

8. контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности;

9. улучшение бюджетной и налоговой дисциплины;

10. выявление резервов роста доходной базы бюджетов различных уровней и снижения расходной части бюджета;

11. контроль за реализацией механизма межбюджетных отношений;

12. проверка обращения средств бюджета и внебюджетных средств в банках и других кредитных учреждениях;

13. контроль за формированием и распределением целевых бюджетных фондов финансовой поддержки регионов;

14. пресечение незаконных решений по предоставлению налоговых и таможенных льгот, государственных дотаций, субвенций и другой помощи отдельным категориям плательщиков или регионам;

15. выявление финансовых злоупотреблений в сфере бюджетных и межбюджетных отношений;

ОБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Хотя государственный финансовый контроль охватывает только общественный сектор экономики, он, как видно из перечня задач, распространяется и на частнопредпринимательскую деятельность, и на все формы собственности, главным образом, путем проверки правильности составления налоговых расчетов, выполнения предприятиями государственных заказов, финансируемых из бюджета: при предоставлении частным предпринимателям, предприятиям различных форм собственности субсидий, дотаций, кредитов, а также налоговых льгот. Следовательно, объектом финансового контроля выступает не только бюджетно-налоговая сфера и бюджетный процесс, но и весь процесс финансово-хозяйственной деятельности субъектов рыночных отношений. Этим и определяется огромная роль и значение финансового контроля как важнейшего элемента государственного контроля и управления.

Иными словами, объектом финансового контроля являются денежные отношения, возникающие между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой стороны, по поводу полной мобилизации бюджетных средств, перераспределения части национального дохода в территориальном, социальном и отраслевом разрезах и его эффективного использования с целью выполнения государством своих функций.

СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Субъектами государственного финансового контроля являются государственные органы и структуры, предприятия с государственным участием, организации полностью или частично финансируемые из бюджета, организации и предприниматели в части уплаты налогов в бюджет.

Виды финансового контроля

Вопрос. Финансовый контроль: понятие, виды. Субъекты государственного и муниципального финансового контроля.

Финансовый контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

Финансовый контроль можно классифицировать по различным основаниям: в зависимости от осуществляющих его субъектов, по времени проведения, по сферам финансовой деятельности.

1. В зависимости от осуществляющих его субъектов различают следующие виды финансового контроля:

Государственный;

Муниципальный;

Внутрихозяйственный (внутрифирменный);

Независимый.

2. По времени проведения финансовый контроль подразделяется:

На предварительный;

Текущий (оперативный);

Последующий.

3. По сферам финансовой деятельности контроль можно разделить:

На бюджетный;

Налоговый;

Банковский;

Страховой;

Валютный и др.

Субъектами государственного и муниципального финансового контроля являются государственные и муниципальные органы, а также негосударственные организации и учреждения, которые наделены полномочиями проводить мероприятия по проверке соблюдения финансового законодательства

Так, для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образует Счетную палату. Состав и порядок деятельности Счетной палаты определяется Федеральным Законом Российской Федерации. Сфера полномочий Счетной палаты – контроль за федеральной собственностью и федеральными денежными средствами.

В ведение государственной Думы и Совета Федераций передан контрольно-бюджетный комитет..

Контрольные функции в области финансов осуществляют также представительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, что закреплено в их законодательстве в соответствии с федеральными актами, и органы местного самоуправления.

В целях эффективности президентского контроля в ведении Президента Российской Федерации создан специальный контрольный органКонтрольное управление Президента Российской Федерации (преобразованное из Контрольного управления Администрации Президента Российской Федерации).

Контрольное управление имеет территориальные подразделения. Все эти органы действуют как система обеспечения конституционных контрольных полномочий Президента Российской Федерации.

Органы исполнительной власти направляют контрольную деятельность подведомственных им органов государственного управления, в том числе финансовых, а также непосредственно сами осуществляют финансовый контроль.



В пределах своих полномочий Правительство Российской Федерации контролирует составление и исполнение федерального бюджета, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, осуществляет систематический контроль за исполнением Законов Российской Федерации и иных актов, регулирующих финансовые отношения, другими органами исполнительной власти субъектов Федерации, принимает меры по устранению их нарушения.

Важнейшее место в системе финансового контроля занимает Министерство финансов Российской Федерации, которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и контролирует ее осуществление.

Функции органов Государственного страхового надзора также ограничены особой сферой – страховой деятельностью. Они осуществляются в целях обеспечения соблюдения требований законодательства РФ о страховании, развития страховых услуг, защиты прав и интересов участников страховых отношений.



 

Возможно, будет полезно почитать: