Решение федеральной службы по экологическому технологическому. Задачи и структура федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

1.1. Задачи и основные направления деятельности

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору образована в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.05.2004 № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» путем преобразования Федеральной службы по технологическому надзору и Федеральной службы по атомному надзору в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору, руководство которой осуществляет Правительство Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», а также постановлениями Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 № 404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации», от 30.06.2004 № 401 (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 21.01.2006 № 23, от 29.05.2006 № 335, от 14.12.2006 № 767, 20.05.2006 № 404, от 07.11.2008 № 814, от 27.01.2009 № 43, от 19.08.2009 № 677) «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» определено, что Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере, в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в том числе в пределах своей компетенции в области обращения с отходами, а также функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет в части, касающейся функций по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, полномочия органов, которые в международных договорах Российской Федерации выступают в качестве органов, осуществляющих необходимые меры, направленные на выполнение вытекающих из этих договоров обязательств Российской Федерации.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет контроль и надзор:

за соблюдением норм и правил в области использования атомной энергии, за условиями действия разрешений (лицензий) на право ведения работ в области использования атомной энергии;

за ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасностью (на объектах использования атомной энергии);

за физической защитой ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, за системами единого государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов;

за выполнением международных обязательств Российской Федерации в области обеспечения безопасности при использовании атомной энергии;

за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах;

за соблюдением в пределах своей компетенции требований безопасности в электроэнергетике (технический контроль и надзор в электроэнергетике);

за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами;

за соблюдением требований пожарной безопасности на подземных объектах и при ведении взрывных работ;

за соблюдением собственниками гидротехнических сооружений и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления);

за соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства

Российской Федерации в области обращения с радиоактивными отходами;

за своевременным возвратом облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов и продуктов их переработки в государство поставщика, с которым Российская Федерация заключила международный договор, предусматривающий ввоз в Российскую Федерацию облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов в целях временного технологического хранения и переработки на условиях возврата продуктов переработки (в пределах своей компетенции);

за горно-спасательными работами в части, касающейся состояния и готовности подразделений военизированных горно-спасательных частей к ликвидации аварий на обслуживаемых предприятиях;

за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в области государственной экологической экспертизы с правом направления предписаний об устранении вы- явленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий;

постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2008 № 333 установлены полномочия Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по противодействию терроризму;

постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2005 № 303 установлены полномочия Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации;

постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2005 № 537 установлены функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по реализации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний;

постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54 установлено, что Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора, а также организует научно-методическое обеспечение государственного строительного надзора в Российской Федерации;

постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2008 № 864 установлено, что Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также ведение реестра указанных организаций.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование деятельности в области использования атомной энергии, а также лицензирование других видов деятельности, отнесенных к компетенции Службы.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору выдает разрешения:

на право ведения работ в области использования атомной энергии работникам объектов использования атомной энергии;

на применение конкретных видов (типов) технических устройств на опасных производственных объектах;

на эксплуатацию поднадзорных гидротехнических сооружений;

на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух;

на трансграничное перемещение отходов, озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции;

на ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации и транзит через территорию Российской Федерации ядовитых веществ;

на применение взрывчатых материалов промышленного назначения и на ведение работ с указанными материалами;

на создание объектов размещения отходов в пределах своей компетенции;

утверждает нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, а также организует прием и рассмотрение отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной образуются отходы;

регистрирует опасные производственные объекты и ведет государственный реестр таких объектов;

ведет государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и вредное воздействие на атмосферный воздух;

ведет государственный кадастр отходов и государственный учет в области обращения с отходами, а также проводит работу по паспортизации опасных отходов I–IV класса опасности;

проводит проверки (инспекции) соблюдения юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, норм и правил в установленной сфере деятельности;

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору согласовывает:

квалификационные справочники должностей руководителей и специалистов (служащих), в которых определяются квалификационные требования к работникам, получающим разрешение на право ведения работ в области использования атомной энергии;

перечни радиоизотопной продукции, ввоз и вывоз которой не требуют лицензий. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору:

организует и проводит в порядке, установленном законодательством Российской

Федерации, государственную экологическую экспертизу федерального уровня;

организует и обеспечивает функционирование системы контроля за объектами использования атомной энергии при возникновении чрезвычайных ситуаций (аварийное реагирование);

создает, развивает и поддерживает функционирование автоматизированной системы информационно-аналитической службы, в том числе для целей единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации;

руководит в составе единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций деятельностью функциональных подсистем контроля за химически опасными и взрывоопасными объектами, а также за ядерно и радиационно опасными объектами;

в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещает заказы и заключает государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;

осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на Службу функций;

организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок;

обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности подведомственных организаций по их мобилизационной подготовке;

организует профессиональную подготовку работников центрального аппарата

Службы, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;

осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

1.2. Организационная структура Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

В 2009 году в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее Ростехнадзор) осуществлен переход с трехзвенной системы управления деятельностью (центральный аппарат - межрегиональные территориальные управления в федеральных округах - территориальные органы федерального подчинения) на двухзвенную систему (центральный аппарат - территориальные органы федерального подчинения).

Приказом Минприроды России от 23.12.2008 № 342 утверждена Схема размещения территориальных органов Ростехнадзора, предусматривающая сокращение числа территориальных управлений Ростехнадзора с 84 до 37.

Приказом Минприроды России от 03.02.2009 № 20 внесены изменения в схему размещения территориальных органов Ростехнадзора, а именно создано Северо-Кавказское управление Ростехнадзора. Число территориальных управлений увеличилось до 38.

В соответствии со Схемой размещения территориальных органов:

1. Созданы:

Московское управление Ростехнадзора (г. Москва); Центральное управление Ростехнадзора (г. Москва); Верхне-Донское управление Ростехнадзора (г. Воронеж);

Верхне-Волжское управление Ростехнадзора (г. Ярославль); Приокское управление Ростехнадзора (г. Тула);

Северо-Западное управление Ростехнадзора (г. Санкт-Петербург); Беломорское управление Ростехнадзора (г. Мурманск);

Печорское управление Ростехнадзора (г. Воркута); Северное управление Ростехнадзора (г. Вологда);

Нижне-Донское управление Ростехнадзора (г. Ростов-на-Дону); Северо-Кавказское управление Ростехнадзора (г. Краснодар); Средне-Кавказское управление Ростехнадзора (г. Ставрополь); Нижне-Волжское управление Ростехнадзора (г. Волгоград); Западно-Уральское управление Ростехнадзора (г. Пермь); Приуральское управление Ростехнадзора (г. Уфа);

Приволжское управление Ростехнадзора (г. Казань); Средне-Волжское управление Ростехнадзора (г. Саратов); Средне-Поволжское управление Ростехнадзора (г. Самара);

Волжско-Окское управление Ростехнадзора (г. Нижний Новгород); Северо-Уральское управление Ростехнадзора (г. Тюмень);

Уральское управление Ростехнадзора (г. Екатеринбург); Южно-Сибирское управление Ростехнадзора (г. Кемерово); Забайкальское управление Ростехнадзора (г. Чита); Енисейское управление Ростехнадзора (г. Красноярск);

Западно-Сибирское управление Ростехнадзора (г. Новосибирск); Прибайкальское управление Ростехнадзора (г. Иркутск); Дальневосточное управление Ростехнадзора (г. Хабаровск); Сахалинское управление Ростехнадзора (г. Южно-Сахалинск); Северо-Восточное управление Ростехнадзора (г. Магадан); Ленское управление Ростехнадзора (г. Якутск);

Камчатское управление Ростехнадзора (г. Петропавловск-Камчатский).

2. Не изменили организационную структуру:

Центральное межрегиональное территориальное управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью;

Северо-Западное межрегиональное территориальное управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью;

Донское межрегиональное территориальное управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью;

Волжское межрегиональное территориальное управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью;

Уральское межрегиональное территориальное управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью;

Сибирское межрегиональное территориальное управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью;

Дальневосточное межрегиональное территориальное управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью.

Соответствующие организационно-штатные мероприятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, были проведены до 01.07.2009.

Распределение полномочий и новая организационная структура территориальных органов и центрального аппарата Ростехнадзора создали условия для обеспечения комплексного подхода при организации надзорной деятельности, исключения внутреннего дублирования функций, усиления контроля и координации действий территориальных управлений в федеральных округах, приближения контроля и надзора, лицензирования и разрешительной деятельности к поднадзорным объектам в регионах, а также для повышения эффективности взаимодействия с полномочны- ми представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах, с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Организационная структура Ростехнадзора представлена управлениями центрального аппарата, 7 межрегиональными территориальными управлениями по надзору за ядерной и радиационной безопасностью и 31 территориальным управлением по технологическому и экологическому надзору.

В систему Ростехнадзора входят также находящиеся в его ведении 3 федеральных государственных унитарных предприятия и 13 федеральных государственных учреждений.

Организационная структура Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору,действующая в 2009 году, представлена на рис.1

Рис. 1. Организационная структура Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2009 № 677 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу предельной численной численности работников Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования» численность центрального аппарата Ростехнадзора увеличена на 200 человек.

В целях обеспечения реализации возложенных на Ростехнадзор полномочий в соответствии с приказом от 16.10.2009 № 482/лс «Об утверждении структуры центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» управления центрального аппарата были сформированы по отраслевому признаку: 5 управлений общей направленности, 2 управления по атомному надзору, 4 управления по технологическому надзору и управление государственной экологической экспертизы и администрирования платежей (рис. 2).

Рис. 2. Организационная структура центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

Структура и местонахождение территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

Центральный федеральный округ.

1. Московское управление Ростехнадзора (г. Москва) - осуществляет деятельность в г. Москве, в г. Норильске и на прилегающих территориях, в Чукотском АО.

2. Центральное управление Ростехнадзора (г. Москва) - осуществляет деятельность в Московской, Смоленской и Тверской областях.

3. Центральное межрегиональное территориальное управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью (г. Москва).

4. Верхне-Донское управление Ростехнадзора (г. Воронеж) - осуществляет деятельность в Воронежской, Липецкой, Тамбовской, Курской и Белгородской областях.

5. Верхне-Волжское управление Ростехнадзора (г. Ярославль) - осуществляет деятельность в Ярославской, Костромской, Ивановской и Владимирской областях.

6. Приокское управление Ростехнадзора (г. Тула) - осуществляет деятельность в

Тульской, Орловской, Калужской, Рязанской и Брянской областях.

Северо-Западный федеральный округ.

7. Северо-Западное управление Ростехнадзора (г. Санкт-Петербург) - осуществляет деятельность в г. Санкт-Петербурге, Ленинградской, Калининградской, Псковской и Новгородской областях.

8. Северо-Европейское межрегиональное территориальное управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью (г. Санкт-Петербург).

9. Беломорское управление Ростехнадзора (г. Мурманск) - осуществляет деятельность в Мурманской области и Республике Карелия.

10. Печорское управление Ростехнадзора (г. Воркута) - осуществляет деятельность в Республике Коми и Ненецком АО.

11. Северное управление Ростехнадзора (г. Вологда) - осуществляет деятельность в Вологодской и Архангельской областях.

Южный федеральный округ.

12. Нижне-Донское управление Ростехнадзора (г. Ростов-на-Дону) - осуществляет деятельность в Ростовской области.

13. Донское межрегиональное территориальное управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью (Ростовская область, г. Нововоронеж).

14. Северо-Кавказское управление Ростехнадзора (г. Краснодар) - осуществляет деятельность в Краснодарском крае и Республике Адыгея.

15. Средне-Кавказское управление Ростехнадзора (г. Ставрополь) - осуществляет деятельность в Ставропольском крае, в Карачаево-Черкесской Республике, в Республике Северная Осетия - Алания, в Кабардино-Балкарской Республике, в Чеченской Республике, в Республике Дагестан и Республике Ингушетия.

16. Нижне-Волжское управление Ростехнадзора (г. Волгоград) - осуществляет деятельность в Волгоградской, Астраханской областях и Республике Калмыкия.

Приволжский федеральный округ.

17. Волжско-Окское управление Ростехнадзора (г. Нижний Новгород) –осуществляет деятельность в Нижегородской области и Республике Мордовия.

18. Волжское межрегиональное территориальное управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью (Саратовская область, г. Балаково).

19. Западно-Уральское управление Ростехнадзора (г. Пермь) - осуществляет деятельность в Пермском крае, Удмуртской Республике и Кировской области.

20. Приуральское управление Ростехнадзора (г. Уфа) - осуществляет деятельность в Республике Башкортостан и Оренбургской области.

21. Приволжское управление Ростехнадзора (г. Казань) - осуществляет деятельность в Республике Татарстан, в Республике Марий Эл и Чувашской Республике.

22. Средне-Волжское управление Ростехнадзора (г. Саратов) - осуществляет деятельность в Саратовской и Пензенской областях.

23. Средне-Поволжское управление Ростехнадзора (г. Самара) - осуществляет деятельность в Самарской и Ульяновской областях.

Уральский федеральный округ.

24. Уральское управление Ростехнадзора (г. Екатеринбург) - осуществляет деятельность в Свердловской, Челябинской и Курганской областях.

25. Уральское межрегиональное территориальное управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (г. Екатеринбург).

26. Северо-Уральское управление Ростехнадзора (г. Тюмень) - осуществляет деятельность в Тюменской области, в Ханты-Мансийском АО и Ямало-Ненецком АО.

Сибирский федеральный округ.

27. Западно-Сибирское управление Ростехнадзора (г. Новосибирск) - осуществляет деятельность в Новосибирской, Омской и Томской областях.

28. Сибирское межрегиональное территориальное управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (г. Новосибирск).

29. Южно-Сибирское управление Ростехнадзора (г. Кемерово) - осуществляет деятельность в Кемеровской области, Алтайском крае и Республике Алтай.

30. Забайкальское управление Ростехнадзора (г. Чита) - осуществляет деятельность в Забайкальском крае и Республике Бурятия.

31. Енисейское управление Ростехнадзора (г. Красноярск) - осуществляет деятельность в Красноярском крае (без г. Норильска и прилегающих к нему территорий), Республике Тыва и Республике Хакасия.

32. Прибайкальское управление Ростехнадзора (г. Иркутск) - осуществляет деятельность в Иркутской области.

Дальневосточный федеральный округ.

33. Дальневосточное управление Ростехнадзора (г. Хабаровск) - осуществляет деятельность в Хабаровском крае, Приморском крае, Амурской области и Еврейской АО.

34. Дальневосточное межрегиональное территориальное управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (г. Хабаровск).

35. Сахалинское управление Ростехнадзора (г. Южно-Сахалинск) - осуществляет деятельность в Сахалинской области.

36. Северо-Восточное управление Ростехнадзора (г. Магадан) - осуществляет деятельность в Магаданской области.

37. Ленское управление Ростехнадзора (г. Якутск) - осуществляет деятельность в Республике Саха (Якутия).

38. Камчатское управление Ростехнадзора (г. Петропавловск-Камчатский) - осуществляет деятельность в Камчатском крае.

Перечень организаций, подведомственных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору

Федеральные государственные унитарные предприятия.

1. Научно-исследовательский институт охраны атмосферного воздуха, г. СанктПетербург.

2. Научно-исследовательский центр по проблемам экологической безопасности, г. Москва.

3. Внешнеторговая организация «Безопасность», г. Москва.

Федеральные государственные учреждения.

1. Научно-технический центр по ядерной и радиационной безопасности, г. Москва.

2. Управление военизированных горноспасательных частей в строительстве, г. Москва.

3. Научно-технический центр «Энергобезопасность», г. Москва.

4. Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия, г. Москва.

5. Государственный научно-исследовательский институт промышленной экологии, г. Саратов.

6. Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному федеральному округу, г. Москва.

7. Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному федеральному округу, г. Санкт-Петербург.

8. Центр лабораторного анализа и технических измерений по Южному федеральному округу, г. Ростов-на-Дону.

9. Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу, г. Нижний Новгород.

10. Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу, г. Екатеринбург.

11. Центр лабораторного анализа и технических измерений по Сибирскому федеральному округу, г. Новосибирск.

12. Центр лабораторного анализа и технических измерений по Дальневосточному федеральному округу, г. Хабаровск.

13. Федеральное государственное образовательное учреждение «Учебнометодический кабинет по горному, нефтяному и энергетическому образованию», г. Москва.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ,

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

Список изменяющих документов

от 29.05.2006 N 335, от 14.12.2006 N 767, от 29.05.2008 N 404,

от 07.11.2008 N 814, от 27.01.2009 N 43, от 08.08.2009 N 649,

от 01.12.2009 N 975, от 20.02.2010 N 67, от 15.06.2010 N 438,

от 13.09.2010 N 717, от 28.01.2011 N 39, от 24.03.2011 N 210,

от 06.10.2011 N 817, от 05.12.2011 N 996, от 07.07.2012 N 695,

от 17.01.2015 N 19)

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.

2. Утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 29.05.2008 N 404.

3. Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору и Министерству природных ресурсов Российской Федерации внести до 1 октября 2004 г. в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов в области осуществления государственного экологического контроля и проведения государственной экологической экспертизы, предусматривающих исключение дублирования функций и обеспечение взаимодействия между Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

4. Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации и Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору внести до 1 ноября 2004 г. в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов, предусматривающих возложение на Службу полномочий по осуществлению надзора за деятельностью уполномоченных государственных и муниципальных органов по контролю за соблюдением требований градостроительного и жилищного законодательства, обязательных норм и правил, регулирующих строительную деятельность в области обеспечения прочности, устойчивости, эксплуатационной надежности зданий и сооружений.

5. Утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 29.05.2008 N 404.

6. Разрешить Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору иметь до 7 заместителей руководителя, в том числе статс-секретаря - заместителя руководителя, а также в структуре центрального аппарата до 15 управлений по основным направлениям деятельности.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 13.09.2010 N 717, от 07.07.2012 N 695)

6.1 - 6.2. Утратили силу с 28 января 2011 года. - Постановление Правительства РФ от 28.01.2011 N 39.

7. Утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 29.05.2008 N 404.

8. Согласиться с предложением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о размещении центрального аппарата Службы в г. Москве, ул. Таганская, д. 34, строение 1, и ул. А. Лукьянова, д. 4, корп. 8.

10. Признать утратившими силу:

Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1998 г. N 779 "О федеральном органе исполнительной власти, специально уполномоченном в области промышленной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 30, ст. 3775);

Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1998 г. N 938 "О государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 33, ст. 4037);

Постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2001 г. N 841 "Об утверждении Положения о Федеральном горном и промышленном надзоре России" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 50, ст. 4742);

Постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2002 г. N 265 "Об утверждении Положения о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 17, ст. 1684);

пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2003 г. N 554 "О финансировании мероприятий по надзору и контролю, проводимых учреждениями государственного энергетического надзора" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 37, ст. 3588);

Постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. N 180 "Вопросы Федеральной службы по технологическому надзору" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 15, ст. 1473);

Постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. N 192 "Вопросы Федеральной службы по атомному надзору" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 15, ст. 1483).

Председатель Правительства

Российской Федерации

М.ФРАДКОВ

Утверждено

Постановлением Правительства

Российской Федерации

ПОЛОЖЕНИЕ

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ

И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 21.01.2006 N 23,

от 14.12.2006 N 767, от 29.05.2008 N 404, от 07.11.2008 N 814,

от 27.01.2009 N 43, от 08.08.2009 N 649, от 01.12.2009 N 975,

от 20.02.2010 N 67, от 15.06.2010 N 438, от 13.09.2010 N 717,

от 24.03.2011 N 210, от 06.10.2011 N 817, от 05.12.2011 N 996,

от 11.10.2012 N 1037, от 20.03.2013 N 245, от 02.11.2013 N 988,

от 26.12.2013 N 1283, от 26.08.2014 N 856, от 27.12.2014 N 1581,

от 17.01.2015 N 19)

I. Общие положения

1. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере технологического и атомного надзора, функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 20.03.2013 N 245, от 26.08.2014 N 856)

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является:

уполномоченным органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии (органом федерального государственного надзора в области использования атомной энергии);

(в ред. Постановления Правительства РФ от 11.10.2012 N 1037)

уполномоченным органом в области промышленной безопасности (органом федерального государственного надзора в области промышленной безопасности);

органом государственного горного надзора;

органом федерального государственного энергетического надзора;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.12.2011 N 996)

органом федерального государственного строительного надзора;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.12.2011 N 996)

регулирующим органом в соответствии с Конвенцией о ядерной безопасности и Объединенной конвенцией о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами, а также компетентным органом Российской Федерации в соответствии с Поправкой к Конвенции о физической защите ядерного материала.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет в части, касающейся функций в установленной сфере деятельности, полномочия органов, которые в международных договорах Российской Федерации выступают в качестве органов, осуществляющих необходимые меры, направленные на выполнение вытекающих из этих договоров обязательств Российской Федерации.

(п. 1 в ред. Постановления Правительства РФ от 13.09.2010 N 717)

2. Руководство деятельностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет Правительство Российской Федерации.

(п. 2 в ред. Постановления Правительства РФ от 13.09.2010 N 717)

3. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

4. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

(п. 4 в ред. Постановления Правительства РФ от 13.09.2010 N 717)

II. Полномочия

5. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

5.1 - 5.2.15. утратили силу. - Постановление Правительства РФ от 29.05.2008 N 404;

5.2.1. вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к сфере деятельности Службы, установленной пунктом 1 настоящего Положения, а также проект ежегодного плана работы и прогнозные показатели деятельности Службы;

(пп. 5.2.1 введен Постановлением Правительства РФ от 13.09.2010 N 717)

5.2.2. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности:

(пп. 5.2.2 введен Постановлением Правительства РФ от 13.09.2010 N 717)

5.2.2.1. федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации;

(пп. 5.2.2.1 введен Постановлением Правительства РФ от 13.09.2010 N 717)

5.2.2.2. порядок выдачи разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии работникам объектов использования атомной энергии в соответствии с перечнем должностей, утвержденным Правительством Российской Федерации;

(пп. 5.2.2.2 введен Постановлением Правительства РФ от 13.09.2010 N 717)

5.2.2.3. требования к составу и содержанию документов, обосновывающих обеспечение безопасности ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов и (или) безопасности осуществляемой деятельности в области использования атомной энергии, необходимых для лицензирования деятельности в этой области, а также порядок проведения экспертизы указанных документов;

(пп. 5.2.2.3 введен Постановлением Правительства РФ от 13.09.2010 N 717)

5.2.2.3(1). порядок представления эксплуатирующей организацией в уполномоченный орган государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии документов, содержащих результаты оценки безопасности ядерной установки, пункта хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункта хранения, хранилища радиоактивных отходов и обосновывающих безопасность их эксплуатации, а также требования к составу и содержанию этих документов;

(пп. 5.2.2.3(1) введен Постановлением Правительства РФ от 11.10.2012 N 1037)

5.2.2.3(2). порядок проведения экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии;

(пп. 5.2.2.3(2) введен Постановлением Правительства РФ от 11.10.2012 N 1037)

5.2.2.4. порядок организации и осуществления надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов;

(пп. 5.2.2.4 введен Постановлением Правительства РФ от 13.09.2010 N 717)

5.2.2.5. требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и к ведению этого реестра;

(пп. 5.2.2.5 введен Постановлением Правительства РФ от 13.09.2010 N 717)

5.2.2.6. порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений;

(пп. 5.2.2.6 введен Постановлением Правительства РФ от 13.09.2010 N 717)

5.2.2.7. порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения;

(пп. 5.2.2.7 введен Постановлением Правительства РФ от 13.09.2010 N 717)

5.2.2.8. утратил силу с 1 января 2014 года. - Постановление Правительства РФ от 26.12.2013 N 1283;

5.2.2.9. утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 20.03.2013 N 245;

5.2.2.10. форма декларации безопасности гидротехнических сооружений;

(пп. 5.2.2.10 введен Постановлением Правительства РФ от 13.09.2010 N 717)

5.2.2.11. порядок формирования и регламент работы экспертных комиссий по проведению государственной экспертизы деклараций безопасности гидротехнических сооружений;

(пп. 5.2.2.11 введен Постановлением Правительства РФ от 13.09.2010 N 717)

5.2.2.12. порядок формирования и ведения дел при осуществлении государственного строительного надзора, требования, предъявляемые к включаемым в такие дела документам;

(пп. 5.2.2.12 введен Постановлением Правительства РФ от 13.09.2010 N 717)

5.2.2.13. форма свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;

(пп. 5.2.2.13 введен Постановлением Правительства РФ от 13.09.2010 N 717)

5.2.2.14. своды правил в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании;

(пп. 5.2.2.14 введен Постановлением Правительства РФ от 13.09.2010 N 717)

5.2.2.15. методики разработки и установления нормативов предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух и нормативов допустимых сбросов радиоактивных веществ в водные объекты;

(пп. 5.2.2.15 введен Постановлением Правительства РФ от 13.09.2010 N 717)

5.2.2.16. порядок выдачи и форма разрешений на выбросы и сбросы радиоактивных веществ;

(пп. 5.2.2.16 введен Постановлением Правительства РФ от 13.09.2010 N 717)

5.2.2.16(1). федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности;

(пп. 5.2.2.16(1) введен Постановлением Правительства РФ от 05.12.2011 N 996)

5.2.2.16(2). порядок согласования границ охранных зон в отношении объектов электросетевого хозяйства;

(пп. 5.2.2.16(2) введен Постановлением Правительства РФ от 05.12.2011 N 996)

5.2.2.16(3). особенности оценки соответствия продукции, в отношении которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также процессов ее проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения;

(пп. 5.2.2.16(3) введен Постановлением Правительства РФ от 11.10.2012 N 1037)

5.2.2.16(4). требования к содержанию правил эксплуатации гидротехнического сооружения;

(пп. 5.2.2.16(4) введен Постановлением Правительства РФ от 26.08.2014 N 856)

5.2.2.17. нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами

Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

(пп. 5.2.2.17 введен Постановлением Правительства РФ от 13.09.2010 N 717)

5.3. на основании федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 29.05.2008 N 404, от 13.09.2010 N 717)

5.3.1. осуществляет контроль и надзор:

5.3.1.1. за соблюдением норм и правил в области использования атомной энергии, за условиями действия разрешений (лицензий) на право ведения работ в области использования атомной энергии;

5.3.1.2. за ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасностью (на объектах использования атомной энергии);

5.3.1.3. за физической защитой ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, за системами единого государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов;

5.3.1.4. за выполнением международных обязательств Российской Федерации в области обеспечения безопасности при использовании атомной энергии;

5.3.1.5. за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах;

5.3.1.6. за соблюдением в пределах своей компетенции требований безопасности в электроэнергетике;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.12.2011 N 996)

5.3.1.7. за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами;

(пп. 5.3.1.7 в ред. Постановления Правительства РФ от 29.05.2008 N 404)

5.3.1.8. за соблюдением требований пожарной безопасности на подземных объектах и при ведении взрывных работ;

5.3.1.9. за соблюдением обязательных требований юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями, осуществляющими деятельность по эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений);

(пп. 5.3.1.9 в ред. Постановления Правительства РФ от 26.08.2014 N 856)

5.3.1.10 - 5.3.1.11. утратили силу. - Постановление Правительства РФ от 29.05.2008 N 404;

5.3.1.12. за соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства Российской Федерации в области обращения с радиоактивными отходами;

(пп. 5.3.1.12 в ред. Постановления Правительства РФ от 29.05.2008 N 404)

5.3.1.13. за своевременным возвратом облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов и продуктов их переработки в государство поставщика, с которым Российская Федерация заключила международный договор, предусматривающий ввоз в Российскую Федерацию облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов с целью временного технологического хранения и переработки на условиях возврата продуктов переработки (в пределах своей компетенции);

5.3.1.14. утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 06.10.2011 N 817;

5.3.1.15. утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 13.09.2010 N 717;

5.3.1.16. утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 20.03.2013 N 245;

5.3.1.17. за соблюдением в пределах своей компетенции собственниками нежилых зданий, строений, сооружений в процессе их эксплуатации требований энергетической эффективности, предъявляемых к таким зданиям, строениям, сооружениям, требований об их оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов;

(пп. 5.3.1.17 введен Постановлением Правительства РФ от 20.02.2010 N 67)

5.3.1.18. за соблюдением юридическими лицами, в уставных капиталах которых доля (вклад) Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования составляет более чем 50 процентов и (или) в отношении которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями, государственными компаниями, государственными корпорациями, а также юридическими лицами, имущество которых либо более чем 50 процентов акций или долей в уставном капитале которых принадлежит государственным корпорациям, требования о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

(пп. 5.3.1.18 введен Постановлением Правительства РФ от 20.02.2010 N 67)

5.3.1.19. за проведением обязательного энергетического обследования в установленный срок;

(пп. 5.3.1.19 введен Постановлением Правительства РФ от 20.02.2010 N 67)

5.3.1.20. за соблюдением требований технических регламентов в установленной сфере деятельности;

(пп. 5.3.1.20 введен Постановлением Правительства РФ от 13.09.2010 N 717)

5.3.2. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование деятельности в области использования атомной энергии, а также лицензирование других видов деятельности, отнесенных к компетенции Службы;

(пп. 5.3.2 в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2006 N 767)

5.3.2.1 - 5.3.2.25. утратили силу. - Постановление Правительства РФ от 14.12.2006 N 767;

5.3.3. выдает разрешения:

5.3.3.1. на право ведения работ в области использования атомной энергии работникам объектов использования атомной энергии;

5.3.3.2. утратил силу с 1 января 2014 года. - Постановление Правительства РФ от 26.12.2013 N 1283;

5.3.3.3. утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 29.05.2008 N 404;

5.3.3.4. на эксплуатацию поднадзорных гидротехнических сооружений;

5.3.3.5. на выбросы и сбросы радиоактивных веществ в окружающую среду;

(пп. 5.3.3.5 в ред. Постановления Правительства РФ от 13.09.2010 N 717)

5.3.3.6 - 5.3.3.7. утратили силу. - Постановление Правительства РФ от 13.09.2010 N 717;

5.3.3.8. на применение взрывчатых материалов промышленного назначения и на ведение работ с указанными материалами;

5.3.3.9. утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 13.09.2010 N 717;

5.3.3.10. на допуск к эксплуатации энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации);

(пп. 5.3.3.10 введен Постановлением Правительства РФ от 20.03.2013 N 245)

5.3.4. устанавливает нормативы предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух и нормативы допустимых сбросов радиоактивных веществ в водные объекты;

(пп. 5.3.4 в ред. Постановления Правительства РФ от 13.09.2010 N 717)

5.3.5. регистрирует опасные производственные объекты и ведет государственный реестр таких объектов;

5.3.6 - 5.3.7. утратили силу. - Постановление Правительства РФ от 13.09.2010 N 717;

5.3.8. проводит проверки (инспекции) соблюдения юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, норм и правил в установленной сфере деятельности;

5.3.9. согласовывает:

5.3.9.1. квалификационные справочники должностей руководителей и специалистов (служащих), в которых определяются квалификационные требования к работникам, получающим разрешение на право ведения работ в области использования атомной энергии;

5.3.9.2. перечни радиоизотопной продукции, ввоз и вывоз которой не требуют лицензий;

5.3.9.3. утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 29.05.2008 N 404;

5.3.9.4. правила эксплуатации гидротехнического сооружения;

(пп. 5.3.9.4 введен Постановлением Правительства РФ от 05.12.2011 N 996)

5.3.9.5. границы охранных зон объектов электросетевого хозяйства;

(пп. 5.3.9.5 введен Постановлением Правительства РФ от 05.12.2011 N 996)

5.3.10. утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 13.09.2010 N 717;

5.3.10.1 - 5.3.10.7. утратили силу. - Постановление Правительства РФ от 29.05.2008 N 404;

5.3.11. организует и обеспечивает функционирование системы контроля за объектами использования атомной энергии при возникновении на них аварий;

(пп. 5.3.11 в ред. Постановления Правительства РФ от 13.09.2010 N 717)

5.3.12. создает, развивает и поддерживает функционирование автоматизированной системы информационно-аналитической службы;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 17.01.2015 N 19)

5.3.13. руководит в составе единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций деятельностью функциональных подсистем контроля за химически опасными и взрывоопасными объектами, а также за ядерно и радиационно опасными объектами;

5.3.14. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности;

(пп. 5.3.14 в ред. Постановления Правительства РФ от 27.12.2014 N 1581)

5.3.15. выдает заключение о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации;

(пп. 5.3.15 введен Постановлением Правительства РФ от 13.09.2010 N 717, в ред. Постановления Правительства РФ от 20.03.2013 N 245)

5.3.16. утверждает декларацию безопасности гидротехнического сооружения;

(пп. 5.3.16 в ред. Постановления Правительства РФ от 26.08.2014 N 856)

5.3.17. обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

(пп. 5.3.17 введен Постановлением Правительства РФ от 13.09.2010 N 717)

5.3.18. разрабатывает, утверждает и вводит в действие руководства по безопасности при использовании атомной энергии (в пределах своей компетенции);

(пп. 5.3.18 введен Постановлением Правительства РФ от 11.10.2012 N 1037)

5.3.19. участвует в работе по аккредитации в области использования атомной энергии;

(пп. 5.3.19 введен Постановлением Правительства РФ от 11.10.2012 N 1037)

5.3.20. осуществляет прием и учет уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации;

(пп. 5.3.20 введен Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 N 1283)

5.3.21. ведет реестр деклараций промышленной безопасности;

(пп. 5.3.21 введен Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 N 1283)

5.3.22. ведет реестр заключений экспертизы промышленной безопасности;

(пп. 5.3.22 введен Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 N 1283)

5.4. утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 29.05.2008 N 404;

5.5. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на Службу функций;

5.6. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок;

5.7. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

5.8. обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности подведомственных организаций по их мобилизационной подготовке;

5.8(1). осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в Службе, а также контроль и координацию деятельности подведомственных организаций по выполнению ими полномочий в области гражданской обороны;

(пп. 5.8(1) введен Постановлением Правительства РФ от 15.06.2010 N 438)

5.9. организует дополнительное профессиональное образование работников Службы;

(пп. 5.9 в ред. Постановления Правительства РФ от 02.11.2013 N 988)

5.9(1). устанавливает порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность руководителя образовательных организаций, подведомственных Службе, и руководителей указанных организаций;

(пп. 5.9(1) введен Постановлением Правительства РФ от 02.11.2013 N 988)

5.10. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

5.11. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;

5.12. осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

6. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

6.1. запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

6.2. проводить в пределах своей компетенции необходимые расследования, организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора в установленной сфере деятельности;

(пп. 6.2 в ред. Постановления Правительства РФ от 29.05.2008 N 404)

6.3. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

6.4. осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций;

6.5. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов;

6.6. применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений;

6.7. создавать координационные, совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности;

6.8. учреждать знаки отличия и награждать ими граждан за высокие достижения в установленной сфере деятельности;

6.9. разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы форменной одежды, а также порядок ее ношения и нормы обеспечения;

(пп. 6.9 введен Постановлением Правительства РФ от 13.09.2010 N 717, в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2013 N 1283)

6.10. учреждать в установленном порядке печатные средства массовой информации для публикации нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности Службы и официальных объявлений, а также для размещения других материалов по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности Службы.

(пп. 6.10 введен Постановлением Правительства РФ от 13.09.2010 N 717)

7. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности функции по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения не распространяются на полномочия руководителя Службы по управлению имуществом, закрепленным за Службой на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Службы.

При осуществлении нормативного правового регулирования в установленной сфере деятельности Служба не вправе устанавливать не предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также не вправе устанавливать ограничения на осуществление прав и свобод граждан, прав негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением случаев, когда возможность введения таких ограничений актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти прямо предусмотрена Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и издаваемыми на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

(п. 7 в ред. Постановления Правительства РФ от 13.09.2010 N 717)

III. Организация деятельности

8. Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.

Руководитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору несет в рамках установленных полномочий персональную ответственность за выполнение возложенных на Службу функций.

Руководитель Службы имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации.

Количество заместителей руководителя Службы устанавливается Правительством Российской Федерации.

(п. 8 в ред. Постановления Правительства РФ от 13.09.2010 N 717)

9. Утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 29.05.2008 N 404.

9. Структурными подразделениями центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору являются управления по основным направлениям деятельности Службы и (или) самостоятельные отделы. В состав управлений включаются отделы.

(п. 9 введен Постановлением Правительства РФ от 13.09.2010 N 717)

10. Руководитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору:

10.1. распределяет обязанности между своими заместителями;

10.2. вносит в Правительство Российской Федерации:

10.2.1. проект положения о Службе;

10.2.2. предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов Службы;

10.2.3. предложения о назначении на должность и освобождении от должности заместителей руководителя Службы;

10.2.4. проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Службы, а также отчет об их исполнении;

10.3. утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Службы и ее территориальных органах;

10.4. назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Службы, руководителей и заместителей руководителей территориальных органов Службы, руководителей подведомственных организаций;

10.5. решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору;

10.6. утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Службы в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на содержание центрального аппарата Службы в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

10.7. утверждает структуру, численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Службы в пределах показателей, установленных Правительством Российской Федерации, а также бюджетную смету расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

10.8. вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности Службы;

10.9. представляет в Правительство Российской Федерации в установленном порядке предложения о создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Службы;

10.10. принимает решения по вопросам создания, реорганизации и ликвидации территориальных органов Службы в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников на основании схемы размещения территориальных органов;

10.11. представляет в установленном порядке работников центрального аппарата Службы, ее территориальных органов, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами Российской Федерации.

(п. 10 в ред. Постановления Правительства РФ от 13.09.2010 N 717)

11. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальных органов осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

(п. 11 в ред. Постановления Правительства РФ от 13.09.2010 N 717)

12. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

13. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору вправе иметь геральдический знак - эмблему, флаг и вымпел, учреждаемые Службой по согласованию с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации.

(п. 13 в ред. Постановления Правительства РФ от 24.03.2011 N 210)

14. Место нахождения Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - г. Москва.

уполномоченным органом в области промышленной безопасности (органом федерального государственного надзора в области промышленной безопасности);

органом государственного горного надзора;

регулирующим органом в соответствии с Конвенцией о ядерной безопасности и Объединенной конвенцией о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами, а также компетентным органом Российской Федерации в соответствии с Поправкой к Конвенции о физической защите ядерного материала.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет в части, касающейся функций в установленной сфере деятельности, полномочия органов, которые в международных договорах Российской Федерации выступают в качестве органов, осуществляющих необходимые меры, направленные на выполнение вытекающих из этих договоров обязательств Российской Федерации.

2. Руководство деятельностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет Правительство Российской Федерации.

3. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

4. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

II. Полномочия

5. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

Информация об изменениях:

5.3.3.4. на эксплуатацию поднадзорных гидротехнических сооружений;

Информация об изменениях:

10.10. принимает решения по вопросам создания, реорганизации и ликвидации территориальных органов Службы в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников на основании схемы размещения территориальных органов;

10.11. представляет в установленном порядке работников центрального аппарата Службы, ее территориальных органов, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами Российской Федерации.

11. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальных органов осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

12. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

13. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору вправе иметь геральдический знак - эмблему, флаг и вымпел, учреждаемые Службой по согласованию с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации.

14. Место нахождения Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - г. Москва.

ФСЭТАН РФ - это Федеральная служба по атомному технологическому и экологическому надзору Российской Федерации (сокращенно также именуется Ростехнадзор) . В обязанности ведомства входит контроль и надзор за государственными и частными предприятиями, осуществляющими деятельность в области «гражданской» ядерной энергетики. ФСЭТАН - структура, отвечающая только за «мирный атом». Следует разделять ее с госкорпорацией «Росатом», в ведении которой находятся радиационно-опасные объекты, принадлежащие к оборонному комплексу РФ (бывший Минатом).

Ростехнадзор: история организация и переименование

Госатомнадзор в России, иногда называвшийся для краткости Атомнадзор, существовал с 1991 г. Деятельность регулировалась Положением, утвержденном указом Президиума РФ от 18 февраля 1993 года №284. В 2002 г. была принята новая редакция документа, регулирующая деятельность ведомства - Положение о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности, утверждено Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 2002 г. № 265.

Положение утратило силу в 2004 г., когда был образован Ростехнадзор Постановлением Правительства РФ № 401 от 30 июля того же года. Ведомство было создано путем слияния Госгортехнадзора и Федеральной службы по атомному надзору (известной ранее, как Госатомнадзор). С этого момента функции атомного надзора полностью перешли к новому ведомству. Таким образом бывший Госатомнадзор (ГАН сокращенно) - это нынешний Ростехнадзор.

Ростехнадзор в то же время - это второе, более краткое и также употребляемое в официальной документации название учреждения, известного как ФСЭТАН (расшифровка - Федеральная служба по атомному технологическому и экологическому надзору). Фактически Ростехнадзор и ФСЭТАН обозначает одно и тоже ведомство. Поэтому «атомная лицензия» Ростехнадзора, лицензия ФСЭТАН и лицензия ГАН (Госатомнадзора) также является одним и тем же документом, хотя и под разными названиями.

Не стоит путать Ростехнадзор (бывший Госатомнадзор России) и белорусский Госатомнадзор, который был учрежден в 2007 г. и с тех пор не менял названия! Российский Госатомнадзор переименован, как уже упоминалось, еще в 2004 г.

Ростехнадзор: функции и обязанности в области атомного надзора

Атомный надзор Ростехнадзора (или ФСЭТАН) включает:

  • регулярные выездные инспекции на объекты использования атомной энергии с целью проверок соблюдения ядерной и радиационной безопасности и максимальное обеспечение ЯРБ согласно действующим правилам и нормативам в данной отрасли;
  • получение необходимых данных и сведений о подобных объектах, в том числе, относящихся к государственной тайне, привлечение соответствующих специалистов для обеспечения безопасности ядерных объектов;
  • атомный экологический надзор, в том числе, наложение запретов на использование материалов (оборудования, установок и т.п.) опасных для гражданского населения, сотрудников АЭС или окружающей среды;
  • выдача (продление или переоформление) атомных лицензий организациям, занятым в сфере «мирного атома»;
  • федеральная инспекция по атомному надзору также следит, чтобы предприятия не нарушали условия действия лицензий, следовали предписаниями и исправляли нарушения, выявленные в ходе инспекций.

Ростехнадзор(экс-Госатомнадзор) осуществляет лицензионную деятельность в соответствии с ФЗ «Об использовании атомной энергии» № 170. Другой документ, регулирующий деятельность ведомства по части лицензирования - Административный регламент в области использования атомной энергии. Нужно учесть, что непосредственно организациям требуется выпустить приказ о введении в организации атомной лицензии после ее получения, чтобы она вступила в силу.

В числе прочих документов, которые непосредственно влияют на деятельность Ростехнадзора (экс-Госатомназдор) правила и нормы, входящие в Перечень действующих Федеральных норм и правил в области использования атомной энергии (в новейшей редакции от 28.12.2016 г.). Перечень доступен по ссылке на официальном сайте ведомства: http://www.gosnadzor.ru/activity/control/acts/nuclear/nuclear_fnp/ .

Экологический атомный надзор осуществляется не только с учетом действующего законодательства РФ, но и международных соглашений в этой сфере, например, с МАГАТЭ.

Контактные данные

Глава ФСЭТАН - Алешин А.В , руководитель организации с 2014 г., назначен распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 января 2014 г. № 11-р.

Контакты : [email protected]

Адрес : 105066, г. Москва, ул. А. Лукьянова, д. 4, стр. 1

Общественный совет ФСЭТАН : Таганская, 34, стр. 1, Москва, 109147.

Организационная структура

Структура Ростехнадзора включает 6 межрегиональных территориальных управлений по надзору за ядерной и радиационной безопасностью, каждое из которых отвечает за госнадзор в определенных субъектах РФ. Что до наименований и распределений МТУ по надзору за ЯРБ, которыми руководит федеральная служба по технологическому и атомному надзору, схема следующая:

  1. Центральный аппарат ростехнадзора, расположен в Москве.
  2. Цмту по надзору за ярб ростехнадзора (Центральное управление), расположено в Москве.
  3. Северо-Европейское МТУ по ЯРБ, расположено в г. Санкт-Петербург.
  4. Донское МТУ по ЯРБ, расположено в г. Нововоронеж.
  5. Волжское МТУ по ЯРБ, расположено в г. Балаково.
  6. Уральское МТУ по ЯРБ, расположено в г. Екатеринбург.
  7. МТУ по ЯРБ Сибири и Дальнего Востока, расположено в г. Новосибирск.

В обязанности МТУ входит, в том числе, выдача атомных лицензий предприятиям по их юридическим адресам, совпадающих с зоной ответственности конкретного МТУ. К ним придется обратиться, если предприятие планирует строительство оиаэ или его составных блоков, проектирование, научно-исследовательские работы и прочую деятельность в атомной сфере.

Вся выданная разрешительная документация фиксируется фс по экологическому технологическому и атомному надзору - реестр лицензий, как действующих, так и истекших, создается по федеральным округам РФ и обновляется каждый отчетный год.

Следует учитывать, что атомные лицензии на территориях сопредельных государств СНГ оформляются на общих основаниях (как для резидентов) в соответствии с законодательствами этих стран. Например, оформление лицензий для работы в Казахстане производится на основании Закона от 12 января 2016 года № 442-V «Об использовании атомной энергии» РК. Обычно в таких случаях предприятию требуется открыть филиал, представительство, дочернюю фирму на территории Республики Казахстан (или прочих государств б. СССР).



 

Возможно, будет полезно почитать: